Был миротворцем – стал защитником новой страны.
Фото из книги «Вооруженные силы Российской Федерации»
Новые договоренности президента России Дмитрия Медведева с президентом Франции Николя Саркози о выводе миротворцев с линии Сенаки–Поти, а также о вводе наблюдателей ОБСЕ в буферные зоны на границы Южной Осетии и Абхазии не закрыли проблему пребывания российских войск в Закавказье. Не успел французский лидер покинуть Москву и Тбилиси, как вслед ему из Москвы прозвучала еще одна новость: российская армия останется в районе Сухума и Цхинвала надолго. Может быть, навсегда.
Накануне выступления в Государственной Думе на правительственном часе, которое назначено на 10 сентября, министр обороны России Анатолий Сердюков посетил президента Дмитрия Медведева, доложил ему о том, как идет реформирование Вооруженных сил, а также о выполнении указания главы государства о подготовке предложений по корректировке государственной программы вооружений, связанной с событиями в Южной Осетии и Абхазии. И, конечно же, рассказал о планах укрепления позиций российских миротворцев в этих республиках.
Анатолий Сердюков сообщил президенту, что его ведомство вело переговоры с коллегами в Цхинвале и Сухуме, и они «уже договорились о том, какой контингент – порядка 3800 человек в каждой республике – будет там находиться. Определены структура войск и места их дислокации». И хотя детали договоренностей при журналистах озвучены не были, понятно, что численность войск, названная министром обороны, предполагает бригадную структуру. То есть три-четыре – в зависимости от потребностей – мотострелковых батальона, танковый батальон, артиллерийский дивизион, зенитно-ракетный дивизион, батальон или рота связи, батальон разведки, тыловые и саперно-инженерные подразделения. И несколько эскадрилий армейской авиации. Скорее всего – транспортных и ударных вертолетов. На приморском направлении, в районе Очамчиры войска могут быть усилены кораблями береговой охраны.
«Я надеюсь, что как минимум это будет останавливать грузинский военный режим от совершения им дурацких поступков», – сказал на встрече с министром обороны президент России.
Известны и места дислокации российских войск. В Абхазии это Гудаута, где в приличном состоянии еще с советских времен находится военный аэродром, есть казармы старого зенитно-ракетного полка, которые сегодня, конечно, занимают подразделения абхазской армии, казармы пограничников, которые там находились в начале девяностых годов прошлого века, и санаторий российских ВДВ. А еще несколько баз возле Сухума, включая два военных санатория, которые и сегодня используются российским Министерством обороны для отдыха офицерских семей. В Южной Осетии – два городка миротворцев в Цхинвале и туристическая база в Джаве. В столице Южной Осетии в советские времена располагался вертолетный полк. Он сыграл очень важную роль в защите города от грузинских танков в первую югоосетинскую войну, когда российские вертушки огнем неуправляемых реактивных снарядов расстреляли боевые машины генерала Тенгиза Кетовани, обстреливавшие город с окружающих его высот.
Увеличение контингента российских войск, размещенных в Абхазии и Южной Осетии, как считают специалисты, вызвано несколькими обстоятельствами. Миротворческая операция по поддержанию мира в двух этих республиках подходит к концу. В том, чтобы она продолжалась, должны быть заинтересованы обе стороны вооруженного конфликта. Но Грузия, как известно, вышла из миротворческого процесса, более того – объявила российские войска «оккупационными». И в этой ситуации, для того чтобы защитить жизнь и здоровье своих граждан от повторения возможной агрессии, Москве ничего не остается, как заключить двусторонний договор о дружбе и взаимопомощи с независимыми республиками. А на основании этого договора – безусловно, по просьбе населения и руководителей Абхазии и Южной Осетии – разместить там свои военные базы.
Кстати, президенты Сергей Багапш и Эдуард Кокойты неоднократно заявляли о том, что на территории их республик обязательно будут находиться российские военные базы как гарантия безопасности и суверенитета независимых республик. А в том, что население Абхазии и Южной Осетии с восторгом встретит новость об увеличении российского военного контингента, сомневаться не приходится. Воинские части в городе – это не только гарант мира и спокойствия, но еще и хорошо оплачиваемые рабочие места. Их в разоренных войнами республиках явно не хватает.