Генерал-полковник Анатолий Ноговицын убежден, что Россия пунктуально выполняет все обязательства.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
На очередной пресс-конференции, что прошла 25 августа, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Анатолий Ноговицын уделил особое внимание размещению миротворческих постов в зоне грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов. Генерал решительно отверг критику западных политиков о том, что российские голубые каски вышли за пределы своей зоны ответственности.
«Мы старательно и пунктуально выполняем взятые на себя обязательства по соглашению Медведева–Саркози, – заявил генерал. – Никаких договоренностей о замене российских голубых касок миротворцами каких-либо других стран никогда не существовало. Мы только говорили, что не против сотрудничества с наблюдателями от ОБСЕ и другими».
Заместитель начальника Генерального штаба объяснил, почему российские миротворцы появились возле города Сенаки и порта Поти. «Сенаки входил в зону ответственности грузинских миротворцев, – сказал он, – но поскольку таких подразделений больше нет, то их обязанности взяли на себя россияне. Наша задача не допустить возобновления подготовки грузинской армии к новой агрессии, и мы это будем делать». Что касается миротворческого поста возле Поти, – то, как пояснил «НГ» генерал Ноговицын, – он не находится в городе, а расположен севернее от него. На карте, которая представлена журналистам, даже обозначены его точные географические координаты. Это не стационарный пост, а подвижный. «По соглашениям от 21 июня и 22 августа 1994 года российские миротворцы получили право контролировать территорию возле зоны своей ответственности. Это мы и будем делать», – сказал Анатолий Ноговицын.
Опроверг генерал и заявление западных политиков и СМИ, что контроль за воздушным пространством, который установили российские миротворцы в зоне своей ответственности, угрожает безопасности полетов гражданской авиации. «Ничего этого нет, – заявил Ноговицын. – Мы контролируем только появление в этих районах грузинских беспилотных аппаратов, которые ведут разведку наших постов и системы обороны. Готовы предоставить коллегам данные этого аппарата. Один беспилотник мы уже сбили, будем сбивать и остальные. Самолеты гражданской авиации могут летать в этих районах беспрепятственно согласно определенным коридорам, никакой опасности для них не существует».
Заместитель начальника Генерального штаба обвинил грузинское руководство и зарубежных спонсоров Тбилиси в том, что они восстанавливают боеспособность грузинской армии, ее систему связи, боевого управления, концентрируют войска на границах Южной Осетии и Абхазии, готовятся к новым агрессивным актам против Сухуми и Цхинвали. Обещал предоставить доказательство этих приготовлений на очередной пресс-конференции. «Мы сейчас внимательно изучаем полученные разведданные», – сказал он. В то же время российские миротворцы, занявшие те посты, которые до них занимали грузинские голубые каски, дискредитировавшие себя стрельбой в спину партнерам по миротворческой операции, ни на одну единицу вооружения, ни на одного солдата и офицера не превышают квот, определенных им Дагомысскими соглашениями. В Абхазии, заявил Ноговицын, при квоте в 2500 миротворцев Россия сконцентрировала 2142 человека и соответствующее количество боевой техники – 109 БТР-80/70, 14 БТР (Р-145), 4 БРДМ, 34 миномета, шесть спаренных зенитных пулемета ЗУ-23-2, шесть СПГ, 10 АГС-17, два Ми-24 и два Ми-8. В Южной Осетии при квоте в 500 военнослужащих на первой линии зоны ответственности размещены 185 бойцов, на второй – 270. И соответствующее количество легкой бронетехники и вооружений. Что тоже фактически меньше квоты, определенной юридическими обязательствами.