Вчера Следственный комитет при Прокуратуре РФ дополнил возбужденное им 11 августа уголовное дело по факту убийства мирных граждан в Южной Осетии по статье 105 (убийство двух и более лиц) одной статьей. Речь идет о статье 357 Уголовного кодекса (геноцид). Вчера же об этом сообщил журналистам глава СКП Александр Бастрыкин. Он сказал, что такое толкование событий возникло в результате работы под его руководством на Северном Кавказе специальной следственной группы, собравшей богатый материал.
Ранее официальные сообщения на эту тему содержали ссылку на 1,6 тыс. погибших, фигурирующую в данных Министерства иностранных дел РФ. «На сегодняшний момент более 60 трупов граждан Российской Федерации осетинской национальности обнаружено следственной группой», – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» представитель СКП Владимир Маркин. Корреспондент поинтересовалась, кто станет в этом случае объектом уголовного преследования – известны ли адресаты иска Генпрокуратуры? «Уголовное дело необязательно против кого-то возбуждают, а по факту уголовное дело возбуждают», – ответил Марков. В пресс-службе ведомства подтвердили: в деле не фигурируют чьи-либо имена, оно возбуждено именно «по факту».
Обвинение в геноциде – явление новое в отечественной юриспруденции. По словам члена Московской коллегии адвокатов Олега Щербакова, в России прецедентов возбуждения дел по таким фактам пока не было: «Случаев таких не предоставлялось, внутри страны мы не допускали таких проявлений».
Кроме того, адвокат отметил, что Россией давно подписано соглашение на участие в Международном уголовном трибунале в Гааге, но оно до сих пор не ратифицировано: «Видимо, кто-то оказался уж больно нерасторопным. Кавказ – стратегически важный регион, и надо было наперед продумать, – замечает адвокат. – Особенно в той редкой ситуации, когда Россия очевидно права, не без купюр, но права». Между тем Грузия, напоминает эксперт, это международное соглашение ратифицировала. И поэтому они имеют право подать иск в Гаагу. «В отличие от нас», – заметил Щербаков.