США и НАТО начали вводить санкции против России в связи с проведением ею операции по принуждению к миру в Южной Осетии. Первые «выстрелы» в сторону Москвы уже прозвучали из Вашингтона и Брюсселя. Пентагон, к примеру, отказал кораблям Тихоокеанского флота в участии в запланированном ранее на 15–20 августа совместном с Великобританией, Францией четырехстороннем учении FRUKUS-2008. А Североатлантический альянс, как сообщает Reuters, запретил сторожевику Черноморского флота «Ладный» принимать участие в международной антитеррористической операции в Средиземном море Active Endeavour («Активные усилия»), намеченной на август–сентябрь.
Сообщение об этом догнало российский корабль, когда он был уже у берегов Турции и готовился к проходу через Босфор. СКР «Ладный» вместе с кораблями объединенной военно-морской группировки НАТО должен был выполнять задачи контроля за передвижением судов, подозреваемых в причастности к терроризму, незаконному обороту наркотиков, переброске оружия массового поражения, распространения ракетных технологий и незаконной миграции. Бороться вместе с партнерами по альянсу с нарушениями правил мореплавания и рисками безопасности прибрежных государств со стороны международных террористов. Теперь представитель натовского командования утверждает, что после войны в Южной Осетии Вашингтон (внимание, не Брюссель, а именно Вашингтон) расторг соглашение с Россией об участии российского корабля в учениях, ежегодно проводящихся после терактов в США 11 сентября 2001 года. Перед этим Соединенные Штаты сорвали внеочередное заседание Совета Россия–НАТО, созванное по инициативе Москвы, для обсуждения ситуации на Кавказе.
Тот факт, что российскому кораблю отказано в участии в операции объединенных международных военно-морских сил Active Endeavour экс-командующий Черноморским флотом России адмирал Игорь Касатонов назвал «неразумным». Политические амбиции некоторых руководителей государств мешают военным разных стран наладить и отработать сотрудничество в антитеррористической борьбе, сказал он. «Изоляция рано или поздно превращается в самоизоляцию, – заявил адмирал в разговоре с «НГ», – когда нет единого понимания, единой системы в борьбе с международным терроризмом, это может аукнуться новым 11 сентября».