Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в первые же дни конфликта вокруг Южной Осетии призвали стороны прекратить огонь и вернуться к мирным переговорам. Однако акценты в их заявлениях были расставлены по-разному. «Мы ни с кем не воюем – мы пытаемся защитить нашу исконную землю. Мы считали и считаем осетин нашими братьями и призываем их остаться братьями. Эта борьба опасна», – заявил Илия II в первый день крупномасштабного конфликта, 8 августа. Во время воскресной проповеди он призвал грузин «ничего не бояться» и оптимистически заявил: «Время пройдет, все уляжется, а народы вновь будут дружить, как и прежде».
В то же время Патриарх Алексий II призвал тех, «кто сегодня ослеплен враждой», остановить кровопролитие и «не позволить многократно расширить сегодняшний конфликт». «Сейчас на земле Южной Осетии льется кровь и гибнут люди, о чем глубоко скорбит мое сердце. Среди тех, кто поднимает руку друг на друга, – православные христиане. Более того, столкнулись друг с другом православные народы, призванные Господом жить в братстве и любви», – заявил Московский Патриарх. Прекратить огонь призвал стороны также Папа Римский Бенедикт XVI. Однако даже после столь мощных призывов остановить насилие боевые столкновения между грузинскими и российско-югоосетинскими силами продолжились, как продолжились и бомбардировки грузинских городов российской авиацией. Вчера со ссылкой на осетинские источники появилась информация о сожжении грузинскими войсками храма в селе Хетагурово под Цхинвали вместе с людьми. В первый день конфликта с требованием немедленно остановить кровопролитие выступил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), вчера он посетил лагерь для беженцев близ города Алагира.
Нынешний конфликт имеет и церковное измерение. Осетины не желают подчиняться Грузинскому Патриарху, однако официально РПЦ всегда признавала Южную Осетию и Абхазию канонической территорией Грузинской православной церкви. Сегодня церковные иерархи делают миролюбивые заявления, но конфликт расширяется. Как бы не пришлось им скоро благословлять оружие своих «христолюбивых воинств», доказывая в ратном споре, на чьей стороне Бог! Но что может оправдать войну между православными?