Прежние планы Роскосмоса относительно прекращения туристических полетов с будущего года теперь забыты. Россия собирается не просто продолжить предоставлять эту услугу, а вывести ее на совершенно новый уровень – создать специальный «туристический» корабль и отправить его в первый рейс уже в 2011 году. Об этом сообщает официальный сайт космического агентства.
Первым космическим туристом стал американский бизнесмен Денис Тито, который в 2001 году на неделю слетал на Международную космическую станцию (МКС). Вслед за ним отправились в космос еще четыре миллионера. Шестым космическим туристом должен стать сын американского астронавта Оуэна Гарриота, создатель компьютерных игр Ричард Гарриот. Из-за падения курса доллара полет обойдется почти в 40 млн. долл. США. Место для еще одного миллионера забронировано на «Союзе», который полетит к МКС весной 2009 года...
Недавно руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что Россия будет вынуждена приостановить полеты космических туристов в 2009 году, после того как экипаж МКС увеличится вдвое и для туристов на стартующих к станции кораблях просто не останется места: «Они мешают работе».
Однако с 2011 года для космического извоза планируется создать собственный «туристический» корабль «Союз». В новом корабле найдется место сразу для двух туристов, то есть заработать на них можно будет в два раза больше, а управление возьмет на себя один профессиональный космонавт.
К производству «Союза» для миллионеров Россия, видимо, приступит не позднее 2009 года, так как на создание одного космического корабля уходит два-три года. Финансирование постройки корабля будет вестись за счет внебюджетных средств, а именно денег компании «Спейс Эдвенчерс» – американского партнера Роскосмоса, осуществляющего маркетинговые услуги по отправке космических туристов на МКС.
Строительство серии кораблей для космических туристов может создать трудности для России в выполнении международных обязательств. Сейчас производство космических кораблей находится на пределе технических возможностей. В связи с планами увеличения экипажа Международной космической станции отечественной промышленности приходится собирать не по два, а по четыре корабля в год. Нельзя не отметить, что спешка при сборке стала причиной двух подряд баллистических спусков российских космических кораблей с орбиты. Сверхнагрузка на производственные мощности не сулит ничего хорошего для качества кораблей.
Соглашения между Роскосмосом и «Спейс Эдвенчерс» о продолжении программы космического туризма противоречат предыдущим заявлениям руководителей российской космической отрасли. Так, президент ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота, на предприятии которого собираются корабли «Союз», считает космический туризм вынужденной мерой для российской космонавтики. «Туризм – это вынужденная деятельность. Извините, но мы МКС строили не для космических туристов», – сказал он в канун Дня космонавтики. В свою очередь, руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил, что Россия перестанет заниматься космическим туризмом, как только финансирование отечественной космонавтики начнет вестись в полном объеме. Пока же оно в два раза ниже, чем в СССР. То есть без коммерческого туризма не поднять космические проекты. Образовался замкнутый круг. Отсутствие согласия по космическим проектам потенциально ведет к различного рода накладкам при запусках кораблей с людьми. Дай бог, чтобы они не оказались серьезными.