Не проходит и дня без новостей об угрозе военной конфронтации в Персидском заливе. То американские политики напоминают об актуальности «военного варианта» решения иранской ядерной проблемы, то израильские военные напоминают о своих заслугах в прекращении атомных программ соседних арабских стран – Ирака и Сирии.
Действия Вашингтона весьма подробно расписал в журнале «Нью-Йоркер» известный журналист-расследователь Сеймур Херш. Это и 400 млн. долл., выделенных президентом на свержение режима. И организованные лазутчиками военного спецназа, и возможно ЦРУ, рейды в иранское приграничье. И кое-что другое, что можно отнести к категории «подготовка к войне» или даже к ее начальной стадии.
Все это разительно похоже на то, что Херш публиковал в месяцы, предшествовавшие иракской войне. Примерно те же официальные лица и высокопоставленные военные, которые как бы исповедуются перед журналистом.
Непонятно только, как все изложенное ими работает на месте. Как, например, сотни миллионов долларов могут превратиться в цветную революцию в стране, искореняющей любую иностранную роль в ее жизни. Как могут хозяйничать в приграничье Ирана люди, пришедшие с оружием и рациями с другой стороны границы, хотя и, может быть, не американского, а местного – арабского или даже иранского вида.
Более убедительно выглядят сообщения из Израиля – о подготовке пилотов, наматывающих сотни километров над Средиземным морем в порядке подготовки налета на Иран, предсказания официальных лиц, в том числе бывшего главы «Моссада», о том, что «критический момент» для бомбежки наступит не позднее чем через год.
И при всем этом – американской неубедительности и израильской правдоподобности – создается впечатление о первоочередной политической направленности нынешней кампании военных угроз.
Напряженность в Персидском заливе на руку нынешним властям обеих стран. Весьма неустойчиво положение израильского премьера Эхуда Ольмерта – объекта расследования дела о коррупции. Идут сложные переговоры с палестинцами, по которым в обществе нет консенсуса. В этих условиях именно военная карта может оказаться козырной.
Свои мотивы нагнетать напряженность и у Вашингтона. Ведь в США внешняя напряженность всегда играет на руку консерваторам. Буш должен как-то посодействовать претенденту на Белый дом от Республиканской партии сенатору Джону Маккейну, чье единственное преимущество перед соперником-демократом сенатором Бараком Обамой состоит в его военном опыте. Консервативны в большинстве и другие республиканцы, добивающиеся выборных должностей.
Есть и другие мотивы для главы администрации, в том числе простейший – стремление остаться в истории в качестве президента-победителя.
Раздуваемая его противниками кампания военной истерии охотно подхватывается Тегераном. Он грозит в случае войны нанести ответный ракетный удар по Израилю и перекрыть Ормузский пролив, по которому транспортируется до 40% нефти, добываемой в зоне Персидского залива. Угрожают иранцы и действиями своих единомышленников в других странах.
Размахивание кулаками в заливе отражается на ситуации мирового рынка. Каждый раз подскакивает стоимость нефти. Тот факт, что она совсем близко подошла к 150 долл. за баррель, прямо связывают с напряженной ситуацией вокруг Ирана.
Но главное – эскалация угроз мешает дипломатическим усилиям по решению иранской ядерной проблемы. Она не только дает удобный предлог для Тегерана отказываться от переговоров под «военным давлением», но и позволяет находить оправдания этому в глазах общественного мнения своей страны. Получается, что подобная тональность международных отношений на руку не только американским консерваторам, но и иранским.
Из-за шумихи вокруг Ирана в стороне остались другие проблемы, связанные с нераспространением. Например, обеспечение безопасности ядерного оружия в Пакистане, политическая жизнь которого сотрясается одним политическим кризисом за другим и грозит привести к власти исламистов. Отвлечено внимание и от внезапно проснувшегося интереса ближневосточных стран к атомной энергетике. А он – этот интерес – может подразумевать и желание приобщиться к военному атому, раз уж обстановка в регионе так взрывоопасна. Заметим также, что там уже имеются ракетное оружие и боевая авиация, способная доставлять ОМУ.
Подводя итог всем этим наблюдениям, надо прямо признать, что накал военных страстей в Персидском заливе не только не способствует решению задач нераспространения, но и прямо этому мешает.