Прокуроры уже не помогут сохранить тайну частных разговоров.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Принятие Госдумой законопроекта, внесенного Государственным советом Республики Татарстан, позволит правоохранительным органам прослушивать сотовую связь без соответствующих санкций прокуратуры. К такому выводу пришли наши эксперты, ознакомившиеся с проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности», поступившим в первых числах мая в нижнюю палату российского парламента.
Впрочем, собственно о «прослушке» в документе нет ни слова. Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, он «направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи».
Каждое четвертое преступление связано с мобильником
О том, что хищения мобильников действительно проблема – известно всем. По данным МВД, только за 11 месяцев 2007 года в Республике Татарстан, законодательный орган которой и внес в Госдуму законопроект, было похищено более 17,5 тыс. сотовых телефонов. Эти преступления составили четвертую часть в общей структуре преступности, а среди преступлений имущественного блока – более трети.
По мнению авторов законодательной инициативы, основными причинами широкого распространения преступлений данного вида являются «достаточно легкий способ изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного использования указанных телефонов после хищения».
При этом, отмечают региональные законодатели, отечественный и зарубежный опыт доказывает: существует достаточно эффективная система борьбы с хищениями мобильников. В сотовой связи стандарта GSM такая система, например, основана на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля. (Английская аббревиатура «IMEI» – International Mobile Equipment Identifier – расшифровывается как международный идентификатор мобильного оборудования.)
IMEI – это уникальный номер, состоящий из 15 цифр, который присвоен каждому техническому устройству и запрограммирован в нем компанией-производителем либо официальным представителем с санкции компании-производителя. Не существует двух сотовых телефонов с одинаковым IMEI, не считая тех, IMEI которых был умышленно изменен. Осуществление IMEI-контроля путем включения процедуры идентификации IMEI по черному списку (которым устанавливается запрет доступа в систему GSM) позволяет операторам сотовой связи блокировать в своих сетях работу похищенных телефонов.
Данная схема, впервые предложенная австралийской телекоммуникационной компанией Telstra, позволила сократить число заявлений о хищениях аппаратов сотовой связи на 23%. Опыт австралийцев был успешно перенят рядом крупных европейских компаний сотовой связи, такими как Swisscom Mobile (Швейцария) и др.
Исходя из этого Госсовет Татарстана предлагает закрепить за органами, уполномоченными осуществлять оперативно-разыскную деятельность (МВД, ФСБ, ФСКН), право требовать от операторов связи предоставление информации об установленных производителем идентификационных номерах средств связи и абонентах.
По убеждению региональных парламентариев, «данные нормы могут стать существенным инструментом профилактики преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи», так как похищенные аппараты невозможно будет использовать в сетях операторов связи и соответственно спрос на нелегальном рынке на такие телефоны сократится. В свою очередь, считают депутаты, это приведет к существенному снижению количества хищений средств связи и обеспечит защиту конституционных прав граждан.
┘В случае угрозы государственной безопасности
Но криминальной сферой дело не ограничивается. Внесенным законопроектом предлагается тем же органам, уполномоченным осуществлять оперативно-разыскную деятельность, предоставить право требовать от операторов связи прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
По оценке наших экспертов в правоохранительных структурах, эта функция может осуществляться автоматически, посредством анализа идущих переговоров с помощью определенных слов-кодов. Учитывая высокую «мобильность» России – речь идет о десятках миллионов аппаратов сотовой связи – даже трудно представить масштабы подобной системы. Однако, как утверждают наши эксперты, речь не идет о том, что под колпаком будет находиться одновременно вся страна. Пока возможно покрытие только определенных, хотя и масштабных зон. Например, регионов конфликтов и прилегающих к ним территорий.
Последнее – не новость и уже не один год используется нашими правоохранительными структурами. Один из наиболее известных фактов – уничтожение генерала Джохара Дудаева, когда его местонахождение было зафиксировано по разговору с мобильника.
Но до последнего времени организация такой прослушки требовала прокурорских санкций. В случае принятия законопроекта, считают наши эксперты, подобная деятельность станет априори законной и постоянной.
Наши правоохранительные структуры, похоже, к подобной легализации уже готовы. Косвенно это подтверждает и сам законопроект, в финансово-экономическом обосновании которого отмечается: его принятие «привлечения дополнительных бюджетных ассигнований не потребует».
Авторы инициативы объясняют: сегодня всеми операторами сотовой связи на территории РФ используются оборудование и программное обеспечение, позволяющие определять установленные производителями идентификационные номера средств связи. Кроме того, успешно функционируют информационные базы операторов сотовой связи, содержащие сведения об IMEI и абонентах, что позволяет проводить их сверки с централизованным федеральным учетом АИПС «Номерные вещи» Главного информационно-аналитического центра МВД России.