«Очень теплая и немного ностальгическая встреча» – так охарактеризовал личное общение Владимира Путина и Джорджа Буша в Сочи помощник американского президента по национальной безопасности Стивен Хэдли. Деловая часть саммита, по словам Хэдли, заложила «твердую основу» для дальнейшего сотрудничества. Однако эксперты «НГ» считают, что Москве не стоит ожидать скорой отмены поправки Джексона–Вэника и легкого вступления в ВТО.
Ближайший помощник Буша дал эту оценку на борту президентского «Боинга Air Force One» уже после его вылета из сочинского аэропорта. На фоне ажиотажа, который раздули СМИ обеих стран, его высказывание довольно сдержанно.
«Они (Путин и Буш. – «НГ») не смогли достичь согласия во всех областях, но смогли определить области сотрудничества, в которых наши интересы совпадают. Будучи откровенными в отношении тех областей, где есть разногласия, они не позволили им помешать сотрудничеству там, где оно возможно, что, я думаю, является замечательным достижением этих двух человек», – сказал Хэдли. «Твердую основу» отношений между РФ и США оба президента передадут своим преемникам.
Текст совместной декларации, опубликованной по завершении встречи, дает повод считать, что именно это – обеспечение преемствования отношений было целью саммита. Но каких-либо прорывов не произошло. Многие договоренности были достигнуты ранее. Другие сопровождаются «мелким шрифтом», то есть условиями и уточняющими словами, которые дают основания сомневаться в их выполнимости.
В этой связи надо отметить, что ряд наиболее громких формулировок саммита в Сочи, а до этого в Бухаресте давно «обросли бородой». Это прежде всего касается слов о прекращении холодной войны, которые звучат со времени встреч Михаила Горбачева и Рональда Рейгана. В Сочи Буш так разъяснил ситуацию: «Мы потратили много сил, чтобы закончить холодную войну. Она уже закончилась. Многие думают что она продолжается, но это не так». Короче говоря: не все это знают.
Преждевременное прощание с Джексоном–Вэником
К числу обещаний многоразового пользования относятся обязательства Вашингтона поддержать вступление России в ВТО и отменить действие законодательной поправки Джексона-Вэника.
Что касается ВТО, то согласно сочинской декларации «при усиленной работе, особенно в период с настоящего времени до июня этого года, и при сотрудничестве других сторон, а также удовлетворив требования по присоединению к ВТО, Россия сможет выйти на все условия членства, и, таким образом, вступление в ВТО может быть достигнуто в текущем году». Эта фраза выглядит как определенное отступление Вашингтона от данных ранее обещаний. В ней выдвигается требование «удовлетворения условий» Москвой. Разве США уже не заявляли, что Россия выполнила эти условия?
По части отмены поправки Джексона–Вэника, Белый дом обещает лишь «работать с американским Конгрессом и деловыми кругами с целью вступления в силу таких законодательных актов в этом году».
Между тем в Конгрессе мало кто проявляет интерес к решению этого вопроса. Там тон задают противники «уступок» России. Как известно, первый раз отменить поправку Джексона–Вэника для России обещал в 1993 году еще Билл Клинтон. Такие же заверения в 2002 году давал и Джордж Буш. Однако ценность этих обещаний со временем упала почти до нуля, и сегодня в Москве научились философски относиться как к самой поправке, так и к членству в ВТО.
«Поправка или ее отмена имеют главным образом символический характер. В частности, эти нормы не мешают США вводить или отменять разовые санкции против конкретных российских предприятий», – считает ведущий эксперт Центра развития Валерий Миронов. По его словам, Москве, может быть, следовало по тактическим соображениям потянуть с обязательствами отмены импортных тарифов. «России необходимо сохранить все инструменты тарифного регулирования. Необходимость повысить импортные пошлины может возникнуть в том случае, если из-за спада в США весь азиатский экспорт хлынет в Россию, нанося тем самым удар по российской промышленности», – считает эксперт.
«Поправка Джексона–Вэника создает препятствия для экспорта высоких технологий в Россию, и поэтому ее отмена будет иметь долгосрочный положительный эффект», – считает гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян. В то же время, как считает гендиректор управляющей компании «Норд-Капитал» Александр Баранов, гораздо более сильное влияние на ситуацию в экономике окажет присоединение к ВТО, которое формально не связано с отменой поправки. Тем не менее, по условиям ВТО, США должны будут предоставить России как стране-члену, режим постоянных нормальных торговых отношений.
Новые стратегические отношения?
Наиболее значимая часть декларации затрагивает военно-политические вопросы, однако многие из включенных в нее положений фигурируют в более ранних документах.
В числе новых моментов – решение осуществить меры по укреплению доверия и расширению транспарентности в области противоракетной обороны. Будут сделаны шаги к началу функционирования Совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения.
Будут «изучены» такие возможные направления сотрудничества в области противоракетной обороны, как расширение практики совместных учений по ПРО, программы совместных исследований и разработок в области технологий ПРО. Россия и США в рамках Совета Россия–НАТО опять же изучат возможности наращивания практического сотрудничества по противоракетной обороне для Европы.
Однако по главной проблеме – американским планам создания в Европе третьего позиционного района ПРО – согласие не было достигнуто.
Важнейшей темой остается контроль над стратегическими вооружениями. Совместный ответ обеих сторон – намерение осуществлять сокращение своих стратегических наступательных потенциалов до минимально возможных уровней, отвечающих требованиям обеспечения их национальной безопасности. Решили также превратить министерские встречи по формуле «2+2» в Консультативную группу по вопросам стратегической безопасности.
Недостаток декларации состоит, однако, не в этих словах, а в том, будет ли она выполняться. Речь идет, разумеется, об американской стороне, так как участие в Сочинском саммите избранного президента Дмитрия Медведева и дальнейшее пребывание в руководстве страны Владимира Путина гарантирует преемственность курса с со стороны Москвы. Однако в США дело обстоит не так. Там политику Буша оспаривают не только претенденты на президентский пост из числа демократов, но и кандидат-республиканец Джон Маккейн. И в этом, как представляется, главная слабость сочинских договоренностей.