Госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс вчера утром покинули российскую столицу после двух дней переговоров по стратегическим вопросам – весьма многообещающих, как уверяют их участники. Сделанные представителями Вашингтона предложения по проблеме ПРО изложены в документе, который был передан в МИД РФ посольством США.
Вашингтон проявляет готовность пойти навстречу озабоченностям России по поводу планируемого третьего позиционного района американской ПРО в Европе. Во всяком случае, об этом было заявлено на совместной пресс-конференции участников консультаций в формате «2+2». Это были главы внешнеполитических ведомств России и США – Сергей Лавров и Кондолиза Райс, а также министры обороны – Анатолий Сердюков и Роберт Гейтс.
В разъяснениях журналистам министры сделали упор на готовность обеих сторон к «кооперативным отношениям», в частности развитию двустороннего сотрудничества по целому ряду направлений, а также пообещали разработать в будущем рамки стратегического взаимодействия.
Наиболее актуальной темой переговоров был вопрос об американских планах размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии (так называемый третий позиционный район). Он уже был предметом переговоров на предыдущей встрече в формате «2+2», прошедшей в октябре прошлого года. Тогда американцы дали ряд обещаний, но устно. Когда же по настоянию Москвы Вашингтон с опозданием представил предложения в письменной форме, то они, как заявил «НГ» один из участников переговоров, «заметно съежились».
В отличие от прошлых переговоров ныне письменный документ был представлен без задержек. Теперь российской стороне предстоит дать официальный ответ на сделанные предложения, которые она предварительно уже назвала «важными и полезными».
К чему сводятся предлагаемые меры? По словам Гейтса, это «меры доверия и обеспечения транспарентности», которые должны осуществляться с согласия стран, на территории которых будут находиться объекты, и на условиях взаимности. Из этого можно сделать вывод, что в центре сделанных предложений находится уже известная идея посещения объектов ПРО в Европе российскими представителями. Возможно, есть и другие мероприятия, которые пока не раскрываются.
Некоторые СМИ поспешили сообщить, что Вашингтон якобы готов оформить в письменном виде обязательства не загружать в шахты ракеты-перехватчики в Польше, лишить размещаемый в Чехии радар возможности отслеживать цели на территории России и допустить россиян на объекты ПРО. Однако скорее всего авторы подобных прогнозов выдают желаемое за действительное. Американцы никогда не связывают себя столь значительными обязательствами.
Каковы же реальные перспективы достижения договоренностей? Отвечая на этот вопрос, заместитель директора Института США и Канады РАН доктор исторических наук Виктор Кременюк выделил прежде всего растущее осознание сторонами необходимости укрепления стратегического взаимодействия между США и Россией, в том числе в борьбе с ядерным терроризмом. Вместе с тем сохраняется и инерция мышления в обеих странах. Нет достаточных организационных форм, в которых воплотилось бы сотрудничество сторон. Ведь нужен единый центр – с персоналом и соответствующим оборудованием – для того чтобы вести отслеживание террористической угрозы.
По мнению эксперта, решение этих вопросов требует усилий, прежде всего направленных на создание механизмов сотрудничества. Пока реального движения в эту сторону недостаточно, однако обнадеживает тот факт, что президенты обеих стран – Владимир Путин и Джордж Буш – проявляют явное нетерпение. Они хотят завершить свое пребывание у власти на позитивной ноте, в том числе добиться реальных сдвигов в российско-американском сотрудничестве на столь важном участке. И уже они, главы государств, пытаются побудить свои «команды», прежде всего министров, к поискам взаимоприемлемых решений.