– Правозащитная комиссия «Мемориал» из Коми подала на этой неделе иск в Сыктывкарский суд на Министерство иностранных дел России, потребовавшее приостановить деятельность офисов Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Организация намерена защищать в суде право граждан России на получение информации. Британский совет имеет к этому иску отношение?
– Британский совет в курсе происшедшего, однако в подаче этого иска никакого участия не принимал.
– Исполнительный директор Британского совета Мартин Дэвидсон заявлял, что совет прежде всего заботится о безопасности и благополучии российского персонала и его офисы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге не могут продолжать свою деятельность «без значительного риска для них». Какой риск имелся в виду?
– После действий российских властей, предпринятых против нашего персонала на минувшей неделе, мы считаем небезопасным продолжение работы нашими сотрудниками. И функционирование наших офисов в упомянутых регионах приостановлено. Мы обязаны обеспечить, чтобы ни британские, ни российские сотрудники не подвергались риску дальнейшего запугивания со стороны российских властей. Британский совет гарантирует всему персоналу максимально возможную поддержку в полном соответствии с требованиями российского законодательства. Вы понимаете, что мы не можем вдаваться в детали в настоящий момент ради благополучия наших сотрудников.
– Куда вы планируете перенести офис совета в Екатеринбурге, который занимал одно здание с британским генконсульством? Сотрудники этого отделения по-прежнему получают зарплату от Британского совета? Не грозит ли им увольнение?
– Британский совет принял решение приостановить деятельность в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в интересах безопасности наших российских и британских сотрудников. Для того чтобы защитить персонал от дальнейшего запугивания, Британский совет откажется от услуг сотрудников офисов в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге на период, в течение которого мы не можем обеспечить функционирование офисов. Британский совет не возобновит деятельность обоих офисов до тех пор, пока мы не будем полностью уверены в том, что никакого риска для наших сотрудников нет. В этом случае у работавших ранее сотрудников будет возможность восстановиться на работе, если они того пожелают.
– Почему офис Британского совета в Екатеринбурге находился в одном здании с генконсульством? Не противоречит ли это Венской конвенции о дипломатических сношениях, в которой указано, что помещения дипломатического представительства «не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства»?
– Мы полагаем, что наша деятельность на территории России полностью соответствует российскому и международному законодательству. По российско-британскому соглашению о развитии культурного и научно-технического сотрудничества от 1994 года Британский совет имеет полное право осуществлять деятельность в России – в Москве, Санкт-Петербурге и других точках РФ.
– Как вы оцениваете требование Москвы о приостановке к 1 января 2008 года функционирования всех региональных отделений совета в России в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность БС на российской территории?
– Печально, что дело дошло до этого. Британский совет – это неполитическая организация, работающая в России на законных основаниях. К сожалению, она оказалась втянута в очевидно политический спор. Мы ожидаем, что сможем продолжить работу с нашими российскими партнерами и клиентами из московского офиса. Мы работаем в 110 странах. Жаль, если в результате всего этого мы не сможем продолжать свою деятельность в России, где большой спрос на наши услуги и где мы трудимся на благо россиян. Очень стыдно, что российские власти стремятся ограничить наши культурные и образовательные связи в тот момент, когда они имеют огромное значение.
– Контактирует ли сейчас Британский совет с британским правительством с целью нормализации ситуации вокруг своей деятельности в России?
– Да. МИД Великобритании оказывает поддержку Британскому совету на протяжении этого периода неопределенности. Мы надеемся, что у россиян сохранится возможность получать необходимую им информацию по образованию и культуре в Великобритании посредством наших услуг удаленного сообщения и через московский центр, как это было в прошлом.