Михаил Касьянов об отрицательном решении Центризбиркома знал с самого начала.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Прогнозы экспертов о том, что Михаилу Касьянову не удастся собрать достаточное количество достоверных подписей для регистрации кандидатом в президенты РФ, начали оправдываться. Предварительная проверка подписных листов Центризбиркомом показала, что процент брака у экс-премьера в несколько раз превышает допустимую погрешность.
Генпрокуратура объявила о возбуждении уголовных дел по факту фальсификации подписей избирателей касьяновцами. Реакция самого кандидата заставляет подозревать, что для него все это не было неожиданностью. Информацию о криминальной составляющей предвыборной кампании Михаила Касьянова обнародовала представитель Генпрокуратуры РФ Татьяна Чернышова.
«Факты выявлены в Рыбинске Ярославской области и в Республике Марий Эл, – сказала она РИА Новости. – Следственным отделом по городу Йошкар-Оле Следственного комитета при прокуратуре РФ возбуждено уголовное дело по ст. 142 ч. 2 УК РФ. Также при проверке сигналов, поступивших в прокуратуру города Рыбинска, были выявлены факты фальсификации подписных листов в поддержку кандидата в президенты Касьянова». По словам Чернышовой, прокуратура сочла «контрафактными» более 15,5 тыс. подписей. Кроме того, подобные нарушения выявлены и в ряде других регионов в ходе проверки, проведенной по приказу генпрокурора РФ Юрия Чайки.
Тут же Касьянова настигли дурные вести из Центризбиркома. «В 11.00 доверенные лица кандидата на должность президента РФ Касьянова получили протокол итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, – пояснил вчера секретарь ЦИКа Николай Конкин. – Было проверено 400 тысяч подписей избирателей (20% от всех сданных подписей). Количество недостоверных и недействительных подписей, которые выявила рабочая группа, составило 62 265 (15,57%)». К 25 января ЦИК должен проверить еще 200 тыс. подписей. И если количество недостоверных подписей от первой и второй выборки в совокупности превысит 5%, Касьянову будет отказано в регистрации.
Одна из главных претензий к экс-премьеру – отсутствие полных данных по сборщикам подписей. Это серьезное нарушение. Но главное – вопросы задать пока некому. По утверждению члена ЦИКа Эльвиры Ермаковой, кандидату-самовыдвиженцу отослали уже две телеграммы с напоминанием о его праве присутствовать при проверке подписей. Но это право Касьянов упорно игнорирует. Возможно, потому, что заранее предполагал такой оборот событий. Поэтому никто не удивился реакции Михаила Михайловича, когда вчера он начал говорить о давлении, которое испытывают он и его штаб.
Самое худшее предположение, в которое даже не хочется верить: Касьянов изначально был готов не к выборам, а к скандалу по поводу того, что его к выборам не допустят. Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов, например, уверен, что, «пройдя через все официальные стадии регистрации, Касьянов рассчитывает зафиксировать свои претензии на статус оппозиционного лидера».
Как предполагают эксперты, представители Касьянова не занимались реальным сбором подписей, а воспользовались электронными базами данных граждан, и предъявить ЦИКу достаточное количество сборщиков они просто не смогут. Ведь, как говорил накануне кампании сам экс-премьер, на него должны были работать «12,5 тысячи сборщиков в 70 регионах». Для простого переписывания паспортных данных из баз в подписные листы народу требуется на порядок меньше. Тогда зачем понадобилось тратить миллионы долларов с заранее негативным результатом?
Январские рейтинги ВЦИОМа и ФОМа синхронно выдали кандидату Михаилу Касьянову рейтинг в 1%. Предположение, что участие кандидата с таким «угрожающим» потенциалом в предвыборной гонке может вызвать «давление» со стороны ЦИКа или Генпрокуратуры, выглядит большой натяжкой. По мнению политолога Ильи Константинова, Касьянову просто «не хватает доверия со стороны большинства наших соотечественников». Но скандал с недопущением Касьянова к выборам может как раз «повысить к нему доверие» со стороны не их, а тех, кто настойчиво твердит о недемократичности российской политической системы. И история с фальсификацией подписей вполне однозначно говорит о том, чье доверие на самом деле для самовыдвиженца Касьянова важнее.