Во время визита президента Путина на НПО имени Лавочкина 3 декабря генеральный директор и генеральный конструктор НПО Георгий Полищук сказал, что лунная программа начнется на три года раньше, чем планировалось, поскольку свои экспедиции готовят Китай и Индия. Эти слова, намекающие на соревнование России в космосе с азиатскими гигантами, можно было бы воспринять как оговорку, если б не заявление, сделанное в начале августа одним из руководителей Роскосмоса: «Мы считаем, что нужно идти вперед, не отставая от наших ближайших соседей, прежде всего Китая».
Так главное космическое ведомство страны ответило на справедливую критику в свой адрес за недостаточно амбициозную космическую программу: приняло вызов в области исследования Луны, брошенный России Китаем и Индией. Однако считать это вызовом могут лишь те, кто не знаком с историей космонавтики.
В 1959 году советский аппарат «Луна-2» стал первым рукотворным объектом, достигшим поверхности Луны, «Луна-3» впервые сфотографировала лунный «затылок», а «Луна-9» первой в мире совершила в 1966 году мягкую посадку на нашу «соседку». К концу 1970 года, в котором Китай запустил свой первый спутник «Донгфангонг-1», четыре советские автоматические межпланетные станции (АМС) успешно поработали на орбите Луны, одна доставила на Землю лунный грунт, а по поверхности Луны уже ездил «Луноход-1». Всего же в рамках автоматической лунной программы СССР, завершенной в 1976 году, исследования Луны с окололунной орбиты провели шесть АМС, три доставили на Землю лунный грунт, а два «Лунохода» изучали Луну, находясь на ее поверхности. К слову сказать, Индия запустила свой первый околоземный спутник «Ариабата» (на советской ракете-носителе) лишь в 1975 году.
Таким образом, принимая «лунный вызов» Китая и Индии – стран с неизмеримо меньшим опытом создания автоматических межпланетных станций (АМС), чем у России, Роскосмос практически гарантирует, что триумфально отрапортует Кремлю о победе в лунной гонке.
Однако в недавнем письме ученых и руководителей предприятий космической отрасли тогдашнему председателю Госдумы Борису Грызлову содержалась просьба о содействии в деле разработки подлинно инновационной и амбициозной программы. Главный акцент в ней должен быть перенесен с бесконечной трамбовки околоземного пространства космическими станциями и спутниками на исследование и освоение дальнего космоса. В перечне стратегических целей российской космонавтики Луна даже не упоминалась.
Это не означало, что российские ученые и конструкторы отказались от исследования нашей «соседки» – просто они фактически признали, что какая-либо деятельность на Луне на данном этапе развития космонавтики не может стать ориентиром для качественного роста космической науки и техники. А если так, то любые гонки на лунном направлении лишены всякого смысла.
Ведущие специалисты российской отрасли предложили грамотный в современных российских условиях подход: максимально задействовать в рамках будущих проектов научно-технический потенциал как пилотируемой, так и беспилотной космонавтики. Такого рода проект, предусматривающий пилотируемую облетно-орбитальную миссию к Марсу, уже разработан в РКК «Энергия». Космонавты не спустятся на поверхность Красной планеты, а проведут ее исследование с помощью автоматических аппаратов, которыми будут управлять с борта пилотируемого комплекса на околомарсианской орбите. Этот наиболее реалистичный и приемлемый в современных российских условиях сценарий освоения дальнего космоса может стать основой программы, названной авторами вышеупомянутого письма «одним из локомотивов новой инновационной экономики», который «может потянуть за собой развитие и всех остальных отраслей».
Первая фаза этого проекта – облетно-орбитальная миссия – в случае незамедлительного начала работ по ней может быть осуществлена уже в течение ближайших 12–14 лет. Задача отечественной космической отрасли – не пытаться одержать победу в надуманной лунной гонке, а как можно скорее закончить технико-экономическое обоснование данной миссии к Красной планете и представить его в правительство.