В пятницу 7 декабря начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский вернется в Москву после поездки в Вашингтон и переговоров со своим «визави» и коллегой – председателем Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмиралом Майком Малленом, с которым подписал меморандум о сотрудничестве двух военных ведомств на 2008–2010 годы. Сам документ и содержание переговоров двух генералов в заголовках западной прессы уже названы секретными. Ибо представитель Пентагона Джон Керби подробно визит Балуевского в США журналистам, аккредитованным при военном ведомстве США, не комментировал.
Не стали раскрывать нам содержание бесед двух генералов и в Министерстве обороны России. Источник «НГ» в этом ведомстве, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что по взаимной договоренности стороны не комментируют это событие и не раскрывают темы переговоров. Почему? Ответ оказался очевидным. «Чтобы не создавать вокруг рабочего визита (так он значится в официальных документах) начальника Генерального штаба ненужного ажиотажа». Объяснить военному чиновнику, что именно излишняя секретность и привлекает повышенное внимание, не удалось.
Тем более что повод к такому ажиотажу создал сам генерал Балуевский. Еще неделю назад он заявил, что «американцы, мягко говоря, принимают нас за тех, кто лает, а они делают свое». Эти слова тоже подлили масла в огонь и повысили интерес к его визиту в Вашингтон.
Но, несмотря на излишнюю «секретность», при здравом размышлении, больших тайн по тематике переговоров между руководителями военных штабов все-таки нет. Они – на слуху. Здесь и острые проблемы размещения американской ПРО в Европе, ДОВСЕ, Косово, тема продления Договора СНВ-1, реализация Договора СНП, возможность выхода России из Договора о ракетах средней и меньшей дальности┘ Перечислять можно и дальше.
Что примечательно во всей этой переговорной тематике? То, что в СМИ, как в отечественных, так и в зарубежных, постоянно поддерживается «конфликтный градус» взаимоотношений между Россией и США по всем перечисленным проблемам. Но на самом деле больших трений между военными ведомствами двух стран нет. «НГ» уже рассказывала о целом ряде совместных программ Минобороны и Пентагона, в том числе и о совместных миротворческих командно-штабных учениях «Торгау-2007» – они как раз проходят на полигонах Графенвер и Гогенфельц американской базы в Германии.
И вот еще что необходимо подчеркнуть. Решения в геополитической и стратегической сферах принимают не генералы, даже руководящие Генштабом и Объединенным комитетом начальников штабов. Эти решения принадлежат исключительно главам государств. И когда встречаются и ведут переговоры самые высокие армейские начальники, это означает, что все разговоры о непримиримости двух позиций, о неизбежных конфликтах имеют право на существование, но не являются истиной в последней инстанции.