Так, за шесть месяцев нынешнего года по разным причинам погибли 223 человека в погонах. Из них только семеро на территории Чечни, причем в бою – один, остальные шестеро отнесены к числу «небоевых потерь». Еще четыре воина расстались с жизнью из-за нарушения правил обращения с оружием, 22 – по причине нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, 58 – из-за несчастных случаев и 123 покончили жизнь самоубийством. Фактически каждый день в армии и на флоте появляется один-два «груза 200».
Надо сказать, это меньше, чем за тот же период прошлого года. Тогда число погибших за шесть месяцев составило 447 человек. По два-три в день. Но и нынешний, с позволения сказать, «результат» вряд ли может утешить. Не только родных и близких погибших солдат и офицеров, которым мы выражаем искреннее сочувствие, но и общество в целом. Армия, как любил говорить бывший министр обороны, – «один из самых законопослушных институтов» в нашей стране, и там не должно и не может быть такого ужасающего количества происшествий и преступлений с гибелью людей, как происходит сегодня. И как это было вчера.
В той жестко регламентированной административной организации, какой является любая армия, ответственность за проступки и преступления каждого отдельного человека лежит на нем самом, что естественно, и на его командире. Командир обязан не только руководить повседневной жизнью и службой своего подчиненного, но и заботиться, а также постоянно воспитывать солдата, сержанта и офицера в уважении к закону и воинским уставам, показывать ему личный пример такого поведения. Именно это отличает армию от обычного гражданского общества. Но, к сожалению, ответственность офицеров, как младших, так и старших, даже в генеральском звании, за проступки и поступки их подчиненных снижается изо дня в день. Более того, обнародованная статистика свидетельствует, что наибольший рост преступности в войсках приходится как раз на тех, кто призван командовать и воспитывать, показывать положительный пример честного служения стране и обществу.
С 2005 года по 2006-й включительно преступность среди офицеров возросла на 11% (с 2179 зафиксированных грубых нарушений закона до 2422). Среди прапорщиков – на 19% (с 777 случаев до 924). А среди солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, рост больше чем в два раза (с 1439 до 2892). И хотя число погибших в результате происшествий и преступлений в армии и на флоте за эти годы снизилось на 48% (с 1064 случаев до 554), о «самом законопослушном институте» в нашей стране говорить не приходится. Об этом свидетельствуют не только статистика, но и ежедневные сообщения прессы.