Призыв продолжался с 1 апреля по 30 июня и имел ряд особенностей. Первая и главная – весной нынешнего года юношей призывали в армию и на флот не на два года, а всего на полтора. На такой же срок будут рекрутировать молодежь нынешней осенью, а с весны будущего, 2008 года российские парни будут служить всего год. В осенний призыв прошлого года поставлено под ружье 16,7% выпускников высших учебных заведений, не имеющих военной кафедры. Весной этого года – 13,2% парней с высшим образованием. А с будущей весны, когда служба в войсках станет 12-месячной, погоны наденут все новоявленные инженеры, юристы, программисты, экономисты, педагоги, врачи и журналисты – те, кто не учился на военной кафедре и не прошел соответствующий курс в учебных центрах Минобороны при гражданских вузах. Последние должны будут заключить контракт с военным ведомством на три года офицерской службы.
Правда, генерал Смирнов заявил «НГ», что по возможности все парни, имеющие высшее профессиональное образование, пойдут служить по своей специальности, хотя и не объяснил, зачем армии, к примеру, сотни журналистов и педагогов в звании рядовых. Тем не менее начальник ГОМУ сказал, что доволен организацией нынешнего призыва. Тем, что почти во всех субъектах Российской Федерации, а также в 2,5 тысячи воинских частей созданы родительские комитеты. Они помогли обойти многие негативные моменты, возникавшие во время призывной кампании, снимали напряжение, помогали избежать конфликтов. Ребята поехали к месту службы полностью обеспеченные всеми видами довольствия. В том числе и формой – как летней, так и зимней. Для их перевозки потребовалось 23 воинских эшелона и 52 авиационных рейса.
И все же, по мнению генерала, не все проблемы удалось разрешить. Одна из них – рост числа уклонистов. Их не так много, как, к примеру, в 2002 году, когда на призывные пункты не пришел 30 471 юноша, но все же больше, чем в прошлом году. Тогда сделали попытку избежать призыва 12 132 человека. Нынешней весной – 13 101. Василий Смирнов даже посетовал на «излишнюю гуманность милиции», которая не проявила необходимого рвения в отлове уклонистов. «Организация призыва, – сказал он, – возложена на местные органы власти, а не на военкоматы, и они должны были позаботиться о том, чтобы все, кому это положено, получили повестки о призыве и прибыли на военно-врачебную комиссию. Добиться этого пока не удалось».
Возмущение общественности фактами незаконных задержаний милицией на улицах города и даже в студенческих общежитиях молодых людей призывного возраста, имеющих соответствующие отсрочки, генерала не смущает. «Половина из них после разбирательств отпущена по домам, – говорит он. – А проблема в том, что люди не приходят в военкоматы, не сообщают о том, что имеют право на отсрочку. Вот и приходится их доставлять туда под конвоем».
Не исключено, считает генерал, что нынешний всплеск уклонений вызван психологическими причинами – с весны будущего года служить надо будет год, и, видимо, кое-кто решил, что стоит побегать сейчас, чтобы не загреметь на полтора. Хватает уклонистов, по сведениям военного ведомства, и среди тех, кто выбрал для себя альтернативную службу. Их на сегодняшний день 912 человек. 85 уже закончили свою трудовую повинность. Но и с альтернативной службой возникают сложности. К примеру, весной прошлого года изъявили желание проходить такую службу в местах, определенных Минздравсоцразвития, 319 человек. И 257 их них отправились выполнять конституционный долг. А остальные где-то пропадают. Нет их ни дома, ни на работе. Бегают от «альтернативы» три сотни человек.
На нынешнюю осень подали заявление о прохождении альтернативной службы 352 человека. 264 согласно закону уже получили «добро». Но сколько из них реально приступят к выполнению своих трудовых обязанностей, пока не может сказать никто.
Огорчает начальника ГОМУ и то, что 30% призывников, направленных в войска, имеют различные ограничения по состоянию здоровья, а каждого второго (50%) нельзя отправить в режимные части, в частности Воздушно-десантные войска, во Внутренние войска, на флот, в Ракетные войска стратегического назначения – им просто опасно доверить современное оружие и боевую технику. Скоро могут наступить такие времена, что и в караул на охрану складов с боеприпасами и вооружением поставить будет некого. Одна надежда на контрактников. Сегодня их 202 тыс. человек.