Саммит Организации Черноморского экономического сотрудничества проходил во дворце Чириган Палас, который султан Абдул-Азиз построил на берегу Босфора в 1874 году. Название дворца происходит от турецкого слова cereg, что означает «факел». Через полвека дворец вспыхнул в соответствии со своим названием, и был отстроен лишь в 80-х годах прошлого века. В лучших традициях организации крупных мероприятий в день проведения саммита в одной из турецких газет со ссылкой на неназваные источники в правоохранительных органах появилось сообщение о задержании пяти активистов террористической сети «Аль-Каида». Один из них оказался чеченцем. Эти злые люди планировали совершить акции насилия в отношении некоторых гостей саммита, фамилии которых не уточнялись.
Вероятно, поимка террористов расслабила службы безопасности Турции. Преднамеренно или просто по недосмотру они обеспечили невиданную демократию: во дворце все ходили везде. В результате к вечеру лидеры, члены делегаций и журналисты из стран-членов ОЧЭС образовали один большой восточный базар.
Стамбульский саммит еще до своего начала превратился в площадку для урегулирования отношений России и Грузии вокруг Южной Осетии. Встречу лидеров предваряла встреча руководителей внешнеполитических ведомств. Глава грузинского МИД Гела Бежуашвили предложил ОЧЭС и ГУАМ совместно обеспечивать безопасность в Черном море. ГУАМ, куда входит Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, является проамериканским образованием на не слишком здоровом теле СНГ.
Когда глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров вышел к журналистам после окончания министерского заседания, грузинская журналистка спросила о его отношении к сотрудничеству ОЧЭС и ГУАМ. «Я почувствовал, почувствовал, куда вы клоните┘, - без оптимизма заметил Сергей Лавров. – Организация Черноморского экономического сотрудничества удобна и комфортна для тех стран, которые занимаются ее уставными задачами – развития социально-экономического, гуманитарного, культурного сотрудничества. Попытки политизировать ее работу и вбрасывать в ее повестку дня вопросы, которые по определению не могут здесь найти своего разрешения, будут, наверно, контрпродуктивны». Слово «наверно» здесь имело ключевое значение, поскольку буквально через пять минут, когда лидеры и члены делегаций направлялись на рабочий завтрак от имени турецкого премьера Реджепа Эрдогана, Лавров о чем-то оживленно беседовал с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.
Высокопоставленный источник в российской делегации рассказал «НГ», что накануне саммита в воскресенье Сергей Лавров встречался в неформальной обстановке со своим коллегой из Грузии. «Три часа виски пили», - сказал источник. Министры обсуждали пути урегулирования ситуации в Южной Осетии, договорившись о том, что суть обсуждаемого пока не будет предана огласке. Россиянам и так не очень понравились предложения Грузии, предполагающие прекращение отношений Москвы с Эдуардом Кокойты. «Они означают отказ от всех договоренностей в рамках ОБСЕ и СНГ», - сказал источник. Но больше всего возмутил Москву тот факт, что Грузия нарушила даже личную договоренность двух министров. «Кроме грузинского посольства, эта информация ни откуда не могла уйти», - заметил собеседник «НГ». Перед заседанием глав МИД Лавров, по информации «НГ», показал на карманном компьютере Бежуашвили публикацию. Грузинский министр очень удивился. Или сделал вид. Что касается судьбы грузинского плана, то Москва не склонна комментировать предложения Тбилиси. «Будем изучать», - сказал собеседник «НГ». Позже Бежуашвили заявил, что «о ссылкой на газету и на соображения журналиста мы не проводим нашу политику». Перед завтраком у лидеров было время для неформального общения. Владимир Путин по-мужски тепло обнялся с Эрдоганом. А Саакашвили проверил возможности президента Украины Виктора Ющенко держаться на ногах, от всей души пихнув его по плечу. Гость из Киева выдержал этот дружеский удар, который грузинский лидер должен был бы сопроводить словами «Ну ты парень и кашу заварил со своим парламентом!».Журналисты не смогли услышать все выступления - трансляция долгое время шла без звука. Но по иронии судьбы, именно звук включился именно во время выступления Михаила Саакашвили. Свое выступлении он посвятил ситуации прежде всего в Южной Осетии. Он говорил о том, что в республике сформирована временная администрация, избранная населением. По словам Саакашвили, уже вскоре возможно достигнуть прорыва. «Мы говорим реституции, о возвращении назад беженцев», - говорил участникам саммита грузинский президент. «Время действовать, время искать решения. Мы понимаем, что не может быть замороженной ситуации. Не может быть рая для криминала, мы должны вернуть людей к нормальной жизни. И Грузия сделает это», - сказал Саакашвили. Он высоко оценил роль России в разрешении региональных конфликтов. Но в тоже время отметил: тот, кто пытается пересмотреть границы на Кавказе, создает очень опасный прецедент, и Грузия не приемлет этого. Владимир Путин в своем выступлении заявление грузинского коллеги никак не прокомментировал.
О региональных конфликтах на саммите в Стамбуле говорил не только грузинский премьер. «В результате оккупации Армении было захвачено 20% территории Азербайджана», сказал в своем выступлении президент Азербайджана. По его словам, около 1 млн. жителей были вынуждены покинуть свои дома. Несмотря на все решения международных организаций, Армения до сих пор не освободила оккупированные территории. «Азербайджан всегда выступал за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Но из-за неконструктивной позиции Армении этот конфликт до сих пор не решен», - сказал Алиев. Если каждый народ сможет поднимать вопрос о своем самоопределении, что мы получим, вопросил азербайджанский лидер. «Мы считаем, что это неправильный подход и ненормальный путь решения проблемы», - резюмировал гость из Баку.
Итоговая декларация саммита не отражала того накала страстей, который царил в зале заседаний и в кулуарах. Она говорили о совместной охране окружающей среды и реализации совместных проектов. Лишь один короткий пункт гласил, что затянувшиеся конфликты в регионе сдерживают развитие сотрудничества. «Мы отмечаем необходимость их скорейшего урегулирования», - говорилось в документе.
К реализации совместных проектов в регионе Путин на практике приступил в ходе встречи с греческим премьером Костасом Караманлисом. После окончания переговоров Караманлис заявил, что Греция готова продвигаться к реализации проекта «Южный поток». Напомним, что в минувшую субботу «Газпром» и ENI подписали меморандум о строительстве газопровода по дну Черного моря из России в Болгарию. В ходе переговоров с Путиным в Загребе президент Болгарии Георгий Пырванов дал согласие на участие страны в этом проекте. Вчера к нему присоединилась Греция. «Помимо объективной экономической выгоды Греция становится реальным узлом распределения энергоресурсов», - сказал Караманлис.
Владимир Путин был доволен результатами своей поездки на Балканы. «Добрый вечер», - поприветствовал он российских журналистов. «Вечер-то действительно добрый..», - сказал кто-то из журналистов. «Да, неплохой», - с чувством глубокого удовлетворения произнес Путин. Он сказал, что Россия, наконец, возвращается на Балканы, а «Газпром» теперь может заключать контракты, имея дополнительные транспортные возможности. А высокопоставленный чиновник «НГ» в Кремле заметил, что, переговорив с лидерами балканских страны и узнав их мнение по решению проблемы Косово, Путин получил дополнительные аргументы для предстоящей встречи с Джорджем Бушем.
Стамбул