Андрей Фурсенко готов выправить учебники истории.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Государство вплотную займется формированием стандартов образования в области истории, философии и политологии. Фактически речь идет о начале подготовки концепции преподавания гуманитарных наук. Высокопоставленный чиновник Кремля рассказал «НГ», что в ближайшие пять лет пройдет серия семинаров и конференций, в ходе которых преподаватели, ученые и представители власти должны договориться о том, в какой идеологической парадигме воспитывать подрастающее поколение.
Вчера эта тема стала предметом обсуждения на встрече президента с преподавателями общественных наук из различных школ и вузов. Впрочем, в ходе общения с педагогами Путин говорил не только об образовании. За десять дней до встречи с Джорджем Бушем глава России не отказал себе в удовольствии в очередной раз попинать Соединенные Штаты.
«В голове каша»
Владимир Путин начал свое общение с преподавателями и учеными (критерии их отбора остались загадкой) с критики учебных пособий. Они, по его мнению, «бегло и абстрактно, а подчас и противоречиво отражают события последнего времени». Президент считает, что «современному российскому обществу нужны системные мировоззренческие исследования», а подрастающему поколению – «глубокие фундаментальные знания». Содержание образования должно соответствовать запросам времени: «на старом багаже сегодня далеко не уедешь». Путин предложил помочь учителю в пополнении запасов собственных знаний. «В голове у преподавателей каша, – резюмировал глава государства. – Без четких глубоких знаний, особенно о событиях новейшей истории, нам трудно выстраивать работу». Он также предложил разработать дополнительные меры поощрения преподавателей гуманитарных наук, выдавая гранты не только на зарубежные поездки, но и на разработку новых учебно-методических материалов. «Далеко не все издательства ответственно подходят к изданию учебников», – заметил президент.
«Образовательные стандарты должны быть обеспечены, – подчеркнул Путин, переходя к главной теме встречи. – Я говорю о стандартах образования, а не о стандартизации мышления». По мнению президента, в учебниках должна быть представлена и альтернативная точка зрения. Но перегибов не должно быть. «Подчас оскорбительно бывает. Я видел такие сентенции в литературе┘» – недовольно заметил глава государства.
«Человек с ленинградской улицы»
Слово было предоставлено заведующему кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ и автору методического комплекса «Обществознание» Леониду Полякову. «Мы в 1990–1991 годах, если говорить в терминах холодной войны, идейно разоружились. Мы отказались от марксизма и коммунизма как от научной теории. Что вместо этого пришло? Пришла абстрактная идеология общечеловеческих ценностей. Нам, как в детстве, дали кубики с буквами, а как складывать слова, не научили. Мы получили абстрактный рецепт – станьте демократами, – сетовал ученый. – Теперь мы, как ученики, попадаем в ловушку. И любой человек из Freedom House ставит галочку – вы на 161-м месте». «Мало того, что кто-то встает в позицию учителей, это, безусловно, и инструмент влияния на нашу страну. Это достаточно испытанный способ, – с удовольствием подхватил тему Путин. – Если кто-то со стороны собирается выставлять нам оценки, значит, присваивает себе право руководить». О том, что это делать не стоит, глава России говорил еще в Мюнхене.
Действительный член Академии наук Оксана Гаман-Голутвина в своем выступлении активно пользовалась цитатами великих. Например, она привела знаменитое высказывание историка Ключевского о том, что история не учит, а наказывает за невыученные уроки. «Кто контролирует прошлое, тот контролирует настоящее и будущее», – напомнила она другую истину.
«Качество госполитики связано с качеством политической науки», – продолжала преподаватель. Она упомянула, что у государства есть единственный политологический институт. «Может быть, потому, что все проблемы в сфере политики у нас уже решены», – с иронией в голосе произнесла Гаман-Голутвина. Присутствующий на встрече замглавы президентской администрации Владислав Сурков засмеялся.
Обилие цитат, впрочем, не помогло преподавателю аргументировать необходимость элитарного образования в России. Президенту, как «человеку, выросшему на ленинградской улице», этот зарубежный термин не пришелся по душе. Он попросил говорить «о качестве подготовки специалистов».
История как заповедник
Доцент Псковского педуниверситета Марина Ерохина сетовала, что на учеников обрушивается поток вредной информации. «Книги пишут в том числе и люди, которые работают за иностранные гранты. Они и исполняют польку-бабочку за те деньги, которые им платят», – высказался глава России в адрес авторов, работающих на западные гранты.
«Учитель все равно несет ответственность», – вернула разговор в прежнее русло преподавательница и поделилась знаниями о последних новинках книжных магазинов. Учительскую душу потрясли книги «За 24 часа до экзамена» или «ЕГЭ сдаем без проблем». Еще большую сумятицу внесли различные толкования перестройки. Где-то она трактуется как «революционный переворот», а где-то – как «социализм с человеческим лицом». Марина Ерохина предложила отбирать издательства, имеющие право на публикацию учебных пособий.
Путин вновь вернулся к тому, как в издаваемых на западные деньги учебниках трактуются результаты Второй мировой войны: «Если бы там было написано, что Великобритания потеряла 300 тысяч, а мы 27 миллионов┘» «Нужно добиться, чтобы грамотно и добросовестно был изложен фактологический материал», – резюмировал президент.
Учитель истории из Якутска Владимир Голованов сравнил преподаваемый им предмет с «живым и цветущим заповедником». «Но на определенном этапе из него ушли егеря, которые его охраняют», – произнес преподаватель, видимо, сам шокированный сказанным. «Продолжайте┘» – ошарашенно произнес президент. «Возник, если грубовато выражаться, поток браконьеров...» – неуверенно продолжил преподаватель. Учитель попросил государство «вернуться в свой заповедник».
Сравнение с заповедником Путину не понравилось, потому что президент считает Россию «живой, естественной средой обитания». Государству нужны «правила, выработанные самим обществом». А «демократия – это способ организации самого общества и государства, в том числе и нашего».
Перед тем как пресса покинула помещение, президент должен был еще сказать несколько важных слов для своих коллег по «большой восьмерке», и прежде всего для своего друга Джорджа и его команды, которые агентства могли бы передать с пометкой «молния». И он их сказал. Он вспомнил, что у России «были страшные страницы» в истории, и был 37-й год. Но «в других странах пострашнее еще было. Во всяком случае, мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения. Мы не поливали химикатами тысячи километров и не сбрасывали на такую маленькую страну в семь раз больше бомб, чем за всю Великую Отечественную. Как это было во Вьетнаме», – Путин, наконец, назвал вещи своими именами.
«У нас не было таких черных страниц, как нацизм. Да мало ли что было в истории каждой страны и каждого народа! Нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины. О себе подумайте!» – не на шутку разошелся глава государства. Когда журналисты уже покидали помещение, президент решил бросить камешек еще и в британский огород. Он припомнил, что в России не было колониальных захватов. «И рабовладельческого строя не было!» – отправил громоздкий булыжник в огород Греции и Египта кто-то из присутствующих.
Ново-Огарево