После вчерашнего совещания у президента по развитию железнодорожной отрасли жители Москвы и Санкт-Петербурга могут смело садиться за составление петиции на имя главы государства. В ней они должны попросить Владимира Путина оставить главу РЖД в должности как минимум до 2012 года. «Если вы гарантируете, что я как минимум до 2012 года останусь железнодорожником, то дорога будет»,– с улыбкой сказал Якунин после окончания совещания, когда журналисты спросили его о строительстве высокоскоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург.
Вчера на совещании у президента был рассмотрен план развития железнодорожной отрасли до 2030 года. Президент заявил, что «в отрасли сформировались необходимые предпосылки для завершения структурной реформы, начатой государством 6 лет назад». Президент назвал несколько приоритетных направлений. Среди них – привлечение значительных инвестиционных ресурсов. «Речь идет о действительно масштабных средствах», – сказал президент. На них, по словам Путина, необходимо модернизировать инфраструктуру, подвижной состав, локомотивную тягу, операторские и терминальные услуги. «Ясно, что такая реформа не может быть продолжена только за счет собственных средств РЖД. И мы недавно эту проблему обсуждали с Владимиром Ивановичем. – Путин посмотрел на Якунина. – Они не смогут мобилизовать требуемый объем ресурсов – даже при корректировке действующих железнодорожных тарифов».
По словам президента, надо привлекать частный капитал, шире применяя механизмы частно-государственного партнерства, а также активнее использовать Инвестиционный фонд. По мнению главы государства, надо повышать капитализацию РЖД, «в том числе путем создания дочерних компаний и вывода акций этих компаний на рынок». «Успех инвестиционной политики будет зависеть от эффективности будущей модели рынка транспортных услуг. И нужно уже сейчас заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса. И прежде всего в перевозочной деятельности, предоставлении локомотивной тяги, а также в ремонтных услугах на равных условиях, – отметил Путин. – Здесь все зависит от решения правительства по реформе железнодорожной отрасли. Если мы создадим каких-то монстров, они задушат конкуренцию».
Напомним, что план финальной стадии железнодорожной реформы согласовывался Минтрансом и РЖД последние несколько месяцев. Чиновники и монополия не могли поделить парк грузовых вагонов РЖД. По первоначальным планам Минтранса, у РЖД должна была остаться одна инфраструктура, а также контрольный пакет акций одной из двух компаний, между которыми собирались поделить парк грузовых вагонов РЖД. От всех остальных активов монополия должна была избавиться. РЖД, в свою очередь, хотели, чтобы все вагоны были переданы одной-единственной «дочке». Вчера президент дал понять, что согласен с компромиссным решением – с созданием двух компаний, обе из которых станут «дочками» РЖД. При этом вторая компания будет создана только после того, как будет понятно, насколько эффективно работает первая. Отвечая вчера на вопрос «НГ», Якунин сказал, что от размещения акций первой «дочки» на фондовом рынке РЖД рассчитывают получить около 2 млрд. долл.
Кроме IPO и Инвестфонда, на развитие железнодорожной инфраструктуры деньги могут быть взяты и из бюджета. По его словам, только на строительство дополнительных участков для расширения пропускной способности «Транссиба» потребуется 140 млрд. долл. Глава Минтранса Игорь Левитин заявил о том, что средств Инвестфонда будет недостаточно. Как сказал Якунин, Путин предложил продумать частичное финансирование подобных проектов из бюджета.
Якунин также рассказал, что в РЖД разработан «квалифицированный научно обоснованный проект» строительства высокоскоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург, а также, с учетом проведения Олимпиады», магистрали Москва–Сочи. А выполнение этих проектов намечено на 2012–2014 годы. По словам Якунина, стоимость 1 км такой дороги со всей инфраструктурой в Италии оценивается в 100 млн. евро. «У нас может быть дешевле», – заметил глава РЖД.
Ново-Огарево