Косачев не согласился с Советом Европы.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Сегодня члены нового Центризбиркома на внутреннем совещании займутся, по данным «НГ», распределением полномочий по направлениям деятельности. Среди последних важнейшую в преддверии выборов работу с международными наблюдателями, скорее всего, возглавит, по сведениям «НГ», глава Российского общественного института избирательных прав (РОИП) Игорь Борисов.
Назначенный по президентской квоте член ведомства в этой сфере не новичок, он известен как автор доклада о негативной роли наблюдательных миссий ОБСЕ в так называемых оранжевых революциях на Украине и в Грузии. Кроме того, как ожидается, международное направление будет использовано в работе с гражданским обществом, прежде всего – с Общественной палатой, которая в последнее время рассматривается властью как инструмент легитимизации грядущих выборов.
Вопрос о присутствии на выборах международных наблюдателей возникал давно. Но в последнюю неделю призывы «не пущать» наблюдателей на выборы в Госдуму посыпались как из рога изобилия. Волну поднял лидер ЛДПР. Затем последовали высказывания представителей верхней и нижней палат парламента. Новый глава ЦИКа Владимир Чуров попытался поставить в этом вопросе точку, пообещав, что до декабря взаимоотношения с международными миссиями будут урегулированы соответствующим законом.
«Сегодня четкое правовое регулирование отсутствует не только на федеральном уровне, но слабо обозначено и в международных нормативных правовых актах. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в этих вопросах действует национальное право», – объяснил Борисов.
При анализе же существующего законодательства выяснилось, что в ФЗ «Об основных гарантиях...», «О выборах президента», «О выборах депутатов Госдумы» права международных наблюдателей и российских совершенно одинаковы. Нигде в мире такого нет. Самый показательный пример негативных последствий такого положения произошел с экс-главой Центризбиркома Александром Вешняковым, когда тот ездил в США наблюдателем на выборы президента. Американцы его вообще на избирательный участок не пустили: мол, вы что, нам не доверяете? В Кремле призадумались: почему им можно, а нам нет?
Если бы дело только этим и ограничивалось! «Речь идет об опасности вмешательства в наши внутренние дела извне, – подчеркивает Борисов. – При анализе событий в Грузии, на Украине, в Киргизии 2005 года, напрашивается вывод: произошедшее там во многом случилось именно по причине отсутствия правового регулирования процессов международного наблюдения. С 2004 года, когда международные миссии начали опубликовывать свои наблюдения до дня голосования, влияя на настроения общества, они стали политическими игроками». По опыту Борисова, международники в основном поддерживали оппозицию действующей власти, включаясь в политическую игру против принимающего государства.
«Объективно, если сравнивать, у нас в этом плане законодательство одно из самых демократичных в мире», – считает эксперт комиссии ГД по вопросам практики применения избирательных прав Вячеслав Шуленин. По словам юриста, путей решения названной проблемы несколько. Например, можно прописать, что в миссии могут входить только иностранные граждане. Поскольку существует практика, когда в миссии ОБСЕ приглашают в наблюдатели оппозиционно настроенных граждан страны. И именно их предвзятое мнение ложится в основу отчетов организации. Второй вариант – вообще ликвидировать возможность для иностранцев «влиять на внутреннюю политику» через наблюдение. И третий – ограничить их права. Путей реализации инициативы Чурова, по мнению Борисова, тоже три, но все они – предмет дискуссий. Можно принять отдельный закон о международных наблюдателях, как и предлагает новый глава ЦИКа. Также можно реализовать эту идею через поправки в специальные законы о выборах президента и депутатов Госдумы пятого созыва или регулирующий акт избирательного ведомства. В пользу первого говорит то, что рано или поздно такой закон принимать придется. Минусом же является отсутствие времени для его подготовки (вносить изменения можно только в весеннюю сессию Думы) и нежелание Кремля лишний раз вызывать дискуссии по данному поводу накануне больших выборов.
Кстати, РОИП еще при правке избирательного законодательства весной 2005 года предлагал урегулировать эту сферу соответствующими поправками. Однако тогда это выглядело преждевременным и предложение было отклонено.
Свое решение актуальной проблемы предложил председатель Совфеда Сергей Миронов – с помощью Международного института мониторинга развития демократии, соблюдения прав человека и укрепления парламентаризма, созданного в ноябре 2005 года на базе Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Она вплотную займется наблюдением на выборах не только на территории СНГ, но и в Европе. «А то они в чужом глазу соринку видят, а в своем бревно не замечают», – возмутился поведением европейцев Миронов.