По мнению замглавы кремлевской администрации, негативные прогнозы не оправдались.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера замглавы администрации президента Владислав Сурков дал оценку прошедшим в минувшее воскресенье выборам в региональные парламенты. «Вопреки различного рода предсказаниям о том, что люди потеряют интерес к выборам после принятых в 2006 году и завершающихся в этом году поправок в избирательное законодательство, а также с учетом реформы политической системы в 2003 году, все эти негативные прогнозы не подтвердились», – сказал Сурков журналистам. По его словам, «Единая Россия» подтвердила статус «доминирующей партии», а «претензии «Справедливой России» на то, чтобы быть основной или по крайней мере перспективной оппозиционной силой, оправдались».
Впрочем, не все аспекты кампании понравились Кремлю. Что касается целесообразности использования ЕР непопулярных губернаторов в качестве «паровозов», высокопоставленный источник «НГ» в Кремле заметил, что выборы в этом регионе «были проиграны задолго до выборов». «Не всякий паровоз годится, чтобы что-то двигать», – иронизирует кремлевский чиновник, подчеркивая, что партия власти должна извлечь урок из ошибок этой кампании. По его мнению, «Единая Россия» подчас «перебарщивает» и «не очень разборчиво» ставит некоторых руководителей регионов во главе партийных списков.
Отвечая на вопрос о результатах «Союза правых сил», источник в Кремле отметил, что партия скорее выступала на левом фланге. По его мнению, будущие результаты СПС во многом зависят от того, «захотят ли они вести кампанию в другом ключе или нет». У СПС есть шанс пройти. Но с чем они пойдут? Придут делегаты растянуть Стабфонд на части? Это есть симулякры, – заметил кремлевский чиновник, припомнив идеи Жана Бодрийяра. Что касается «Гражданской силы», то «это группа амбициозных людей, которые хотят заявить о себе» и могут добиться успеха. А «Яблоко» пока «не нашло источник энергии», необходимой для успешной избирательной кампании. По словам собеседника «НГ» в Кремле, поле правого электората составляет 10–15%, а реально либеральная партия в России нужна.
Кремлевский чиновник сделал несколько прогнозов на будущие выборы. Он считает, что в будущем парламенте две партии власти вряд ли смогут сформировать коалицию, а консенсус между ними возможен только по узкому кругу вопросов. «К этому моменту уже много чего будет сказано. Поверьте, это не простая механика, а реальная политическая борьба», – считает собеседник «НГ» в Кремле. По его мнению, в будущей Госдуме эсэры скорее всего перейдут в оппозицию.
Ситуацию жесткого противостояния двух партий власти кремлевский чиновник считает опасной. «Чтобы сохранить стабильность, нужно простое большинство «Единой России», – считает кремлевский чиновник. Однако, по его мнению, в условиях пропорциональной системы этого будет сложно добиться. «Нужно искать точки, вокруг которых можно будет консолидироваться», – говорит собеседник «НГ». Однако он отказался называть наиболее удобный для власти расклад сил в будущем парламенте между партиями власти. «Я искренне говорю, что любой результат имеет плюсы и минусы», – заметил он.
Корреспондент «НГ» поинтересовалась, означает ли предрекаемое жесткое противостояние двух партий власти, что они выдвинут разных кандидатов на президентских выборах. Кремлевский чиновник ушел от прямого ответа, заметив, что видит опасность в другом. А именно – жесткое противостояние приведет к росту протестных настроений. Тогда «может случиться дезинтеграция нашей политической модели». «Проект «Справедливой России» с этой точки зрения является крайне опасным», – отметил собеседник «НГ». Противостояние «может спровоцировать протест, либо нас захлестнет волна популизма и критики», отметил он. По его мнению, вопрос не в персоналиях кандидатов, а в том, каков будет тембр президентской кампании.
России, по мнению кремлевского чиновника, полезно еще некоторое время сохранить существующий вектор развития. А для этого ЕР должна получить небольшое преимущество в парламенте. Если единороссы его не получат, то «возникнет шаткая коалиция». «Будет море демократии, но будет ли это лучше для страны? Я в этом не уверен, – заметил собеседник «НГ». – Надо ли, чтобы будущий президент столкнулся с вязким парламентом?» Он, впрочем, пообещал, что «никакого Дня Сурка не будет»: «Если мы с вами встретимся через два года, все уже будет не так».