Вечный недуг России под прицелом.
Плакат Н.Вележевой и Н.Кузовкина, 1958 г.
Вчера в Кремле в закрытом режиме состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы (МРГ) по борьбе с коррупцией, руководителем которой является помощник президента Виктор Иванов. Под эгидой главного кремлевского кадровика, а также известного специалиста по гражданству и мигрантам МРГ должна внести изменения в российское законодательство, а также определить полномочия специализированного органа по борьбе с коррупцией. Тема борьбы с нечистоплотными чиновниками может стать главной накануне выборов.
В состав МРГ вошли представители президентской администрации, силовых структур, высших судов. Заместителями Иванова стали первый замруководителя фракции «Единая Россия» Владимир Катренко, вице-спикер Совфеда Валерий Торшин и глава ГПУ Кремля Лариса Брычева. Искать ответ на вопрос «как нам победить коррупцию?» будут также первый замгенпрокурора Александр Буксман, замдиректора ФСБ Юрий Горбунов, замминистра юстиции Анатолий Бондар, руководитель Экспертного управления Кремля Аркадий Дворкович, глава Росфинмониторинга Виктор Зубков, глава думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков.
Президент подписал указ о создании МРГ в начале февраля. Ее задача – сформировать свои предложения по внесению изменений в российское законодательство в соответствии с конвенциями ООН против коррупции и Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».
По словам Гришанкова, в соответствии с этими документами Россия должна «расширить круг субъектов коррупционных преступлений», а также четко определить порядок взаимодействия с другими странами по возврату активов, замешанных в коррупционных преступлениях. Виктор Иванов заявил вчера, что ответственность за коррупцию должна распространяться на юридических лиц, представителей международных организаций и частных лиц.
Кроме того, на вчерашнем заседании должен был быть рассмотрен вопрос о внесении изменений в Закон «О статусе госслужащих». Как отмечает Гришанков, МРГ предстоит разработать механизмы обязательного декларирования имущества и противодействия легализации преступных доходов, а также найти заградительные меры, которые помогут чиновникам избежать «конфликта интересов».
По словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, такие меры в мире широко известны, хотя «можно сомневаться в их эффективности применительно к России». Среди них – обязанность чиновника заявлять обо всех поступающих предложениях участвовать в бизнесе прямо или через родственников. «Это моральное обязательство, но оно достаточно эффективно, – отмечает Кузьминов. – Если чиновник его нарушил, а кто-то его заложит, это будет означать расторжение контракта и служебное расследование».
Кроме того, государство должно держать зарплату чиновника на уровне, соответствующем зарплате менеджера в коммерческих структурах, и постоянно повышать ее по мере накопления стажа. «Вся эта система будет работать только тогда, когда будет достойное вознаграждение, то, что называется «эффективным контрактом». На сегодняшний день для федеральных чиновников мы вышли в лучшем случае на 40–50% от его суммы», – считает Кузьминов. И, наконец, последний элемент – так называемые «золотые тапочки», то есть высокая пенсия, составляющая 60–70% зарплаты. «Странно требовать морали, не выполняя обязательств, а государство таких обязательств по отношению к чиновнику не выполняет», – резюмирует Кузьминов, добавляя, что карательные меры также «не дадут ровным счетом никакого эффекта». «Как только наезд становится выборочным, люди начинают ориентироваться не на избежание соответствующих действий, а на поиск связей, которые бы их защитили от таких действий», – считает ректор ВШЭ.
Одним из требований конвенций ООН и Совета Европы является наличие независимого органа, осуществляющего противодействие коррупции. Едва ли не главный вопрос – кому будет подчиняться новый орган и какие у него будут полномочия. «Это вопрос чисто технологический. Он может подчиняться президенту, а может – и премьер-министру, – утверждает Гришанков, приводя в пример Сингапур, где существует бюро расследований коррупционной деятельности, которое подчиняется напрямую премьер-министру. По словам депутата, возможны разные варианты: «Во Франции есть специальное управление в Министерстве юстиции. Но оно при этом обладает особыми полномочиями».
Свои предложения, включая создание специализированного органа по борьбе с коррупцией, МРГ должна представить к 1 августа. А на рубеже лета–осени избирательная кампания вступит в решающую фазу. Эксперты уверены, что борьба с коррупцией станет если не лейтмотивом, то по крайней мере одной из ключевых тем предстоящих выборов. «С коррупцией можно бороться вечно, искоренить ее окончательно невозможно, а народ она раздражает, – отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Кроме того, «объявив лозунг борьбы с коррупцией, можно использовать это как аргумент внутриэлитных разборок». Напомним, что одним из ключевых событий думской кампании-2003 стало избавление МВД от «оборотней в погонах». «А радостное сознание, что злобные начальники наказаны, приносит хотя бы психологическое удовлетворение исстрадавшимся массам», – иронизирует политолог.