Не прошло и двух месяцев со дня смерти Александра Литвиненко, как его жизнь и обстоятельства его гибели стали предметом пристального интереса издателей и представителей кинобизнеса. Такое впечатление, что голливудские компании включились в гонку: кто быстрее выпустит фильм о жизни и смерти бывшего сотрудника российских спецслужб.
Первой проявила активность компания «Браун Энтертейнмент Гр.», предложившая Юрию Фельштинскому, историку, живущему в Бостоне, немалую сумму за права на книгу, написанную им в соавторстве с Александром Литвиненко, «ФСБ взрывает Россию». В книге, запрещенной к продаже в России, утверждается, что за взрывами жилых домов в Москве и Волгодонске стояли российские спецслужбы, а не чеченские террористы. Фельштинский и Литвиненко призывали упразднить ФСБ и запретить всем ее бывшим сотрудникам занимать в стране какие бы то ни было высокие посты. В беседе с обозревателем «НГ» Юрий Фельштинский заявил, что считает интерес к этой книге, как и к истории Александра Литвиненко, совершенно естественным. У Голливуда профессиональный нюх на бестселлеры. Если экранизация книги действительно состоится, Фельштинский выступит как автор сценария и консультант. Однако сделать качественный игровой фильм по документальной книге Фельштинского и Литвиненко сложно, и вообще трудно сказать, приступит ли «Браун Энтертейнмент Групп» к работе над картиной. В качестве предполагаемого исполнителя главной роли – самого Литвиненко – уже успели назвать Дэниела Крейга, последнего из Бондов. По другим сведениям, на эту роль прочат Джона Малковича, хотя и то, и другое – пока лишь слухи. По крайней мере в «Браун Энтертейнмент» эти слухи подтвердить отказались.
Кроме того, вовсю обсуждается факт покупки компанией «Уорнер Бразерс» прав на книгу английского журналиста, главы лондонского бюро «Нью-Йорк таймс» Алана Коуэлла. Компания намерена поручить продюсерской фирме «Инфинитум Нихил», принадлежащей Джонни Деппу, экранизацию книги Коуэлла «История Саши: жизнь и смерть русского шпиона». Особой пикантности ситуации добавляет тот факт, что на роль Литвиненко слухи уже «утвердили» Джонни Деппа как само собой разумеющееся. Однако интересно, что в разговоре с обозревателем «НГ» Алан Коуэлл не стал подтверждать факт подписания контракта с «Уорнер Бразерс». «Я знаю, что «Уорнер Бразерс» остановила свой выбор на моей книге, – обтекаемо прокомментировал он информацию. – Однако я только начал писать книгу и буду писать ее весь год». Никакой официальной информации о сделке между «Уорнер Бразерс», компанией Джонни Деппа и Аланом Коуэллом нет. Любителям сенсаций вроде появления «Джека Воробья» в роли сотрудника российских спецслужб придется подождать. И вопрос еще – дождутся ли. Спрос на Александра Литвиненко после смерти и конкуренция в кино- и издательском бизнесе настолько велики и поспешны, что вряд ли все компании, готовые перенести на экран историю жизни Литвиненко, дойдут до финиша этого марафона. К тому же за время, что будут писаться книги, жизнь наверняка подбросит еще немало фактов из этой истории, пока еще не известных. Это уж не говоря о том, что продюсерская компания Деппа, созданная только два года назад, еще не успела зарекомендовать себя ни одной заметной работой.
В голливудскую гонку вступила и вдова Александра Литвиненко Марина, спешно вместе с вице-президентом международного фонда гражданских свобод Александром Гольдфарбом сочиняющая книгу о муже. Планируется, что книга появится на прилавках в мае, и права на ее экранизацию уже проданы «Коламбиа Пикчерс». Как за такой короткий срок можно написать качественную книгу – загадка. Очевидно, ставка делается на то, что книга пишется по горячим следам, и по горячим же следам «Коламбиа Пикчерс» надеется подороже продать свою экранизацию. Хотя жизнь (политическая в том числе) делает такие стремительные и крутые виражи, что еще вопрос, останутся ли эти следы горячими через пару лет, когда можно надеяться на выход фильма.
К теме гибели Литвиненко подключилось и телевидение Великобритании – объявлено о намерении английского телеканала Channel 4 снять сериал о жизни и смерти Литвиненко. Режиссером будет Питер Космински, специализирующийся на телефильмах о реальных событиях. Итого – три экранные версии смерти Литвиненко и одна экранизация его (совместно с Фельштинским) книги. По подсчетам Фельштинского, в ближайшее время должно появиться минимум шесть книг о Литвиненко.
Пожалуй, ни одна трагедия не вызывала столь поспешного интереса со стороны деятелей кино. Например, первый фильм об 11 сентября вышел на экраны через три года после событий, да и тот был задуман скорее как художественный проект с участием 11 знаменитых режиссеров. Сценарий «Башен-близнецов» Оливера Стоуна, увидевших свет в прошлом году, начал писаться через год после трагедии. В деле Литвиненко шоу-бизнес сразу разглядел политический бестселлер. И пока интерес к этой теме не пополз вниз, решили брать быка за рога.
Признанный мастер политического детектива Джон Ле Карре в интервью испанской газете «Эль Паис» сказал, что для него история Литвиненко слишком трагикомична, чтобы из этого получился настоящий политический бестселлер, – «слишком много следов оставили убийцы, а это уже неинтересно».