Отшумели, отплясали, отпили, отъели, откатали на горных лыжах... Кончились десять дней, которые потрясли Россию и ее кошельки. Десять страшных и прекрасных дней, когда по улицам Москвы в восемь вечера ходишь как перед рассветом – лишь редкие неустойчивые прохожие с трудом тянут ноги – то ли домой, то ли в сторону очередных гостей. Люди затаились за столами, не уставая поднимать тосты за тех, кто придумал эти критические для России дни. И уж рабочая неделя вовсю идет, а на улицах все пусто, и даже пробки, кажется, забыли про нелепые московские улицы. Россия, стеная и опохмеляясь, медленно принимает вертикальное положение, чтобы к следующим рождественским каникулам ликвидировать последствия столь жестокого удара по печени и начать все сначала.
Впрочем, печень – не самое уязвимое место нашей страны. По крайней мере международной общественности до нашей печени дела нет, пальцем на нее не показывают, зарубежная пресса про нее не пишет. Есть вещи повеселее, за которые западные журналисты так любят наши критические дни. Уж что-то, а отрываться у нас умеют. Кто где. Кто-то – в самолете, как наш соотечественник, насмешивший весь мир пьяным требованием развернуть самолет на Каир. Но смешно было уже потом. Сначала-то – серьезно и страшно. А потом, когда перестало быть смешно, – грустно. Дуракам подвластны даже воздушные дороги, и даже в небе покою нет от наших героев, уходящих в отрыв. Отдыхаем...
Наверное, нигде так не ждут русских праздников, как на дорогих европейских курортах. В Куршевеле, например. На две недели ставший почти русскоязычным городок превращается в место выездного заседания российской деловой элиты. За элитой помимо телохранителей непременно следует группа телохранительниц – вослед олигаршьему самолету в местном аэропорту приземляется самолет с русскими проститутками. В этом смысле Куршевель не так уж показателен – подобные сцены наблюдаются на многих дорогих европейских курортах. Девушек, которые, как правило, даже не знают, куда их привезли, высаживают в аэропорту и потом, как гуманитарную помощь, разбирают и развозят по заказчикам. Местные жители искренне недоумевают: зачем ехать в Тулу со своим самоваром, если жрицы любви из числа аборигенов ничуть не хуже, только дешевле? И уж совсем им не понять, почему эти странные русские селятся непременно в Куршевеле, если в километре от него курорты ничуть не хуже, но тоже дешевле. Ах, загадочная русская душа...
Пока загадочные русские души парят над французскими Альпами, местная полиция не дремлет и проводит рейды в рамках борьбы с проституцией. Тут-то наши миллиардеры и попались. Целая группа крупнейших отечественных бизнесменов, отдыхающих в Куршевеле на девушках, оказалась в центре скандала. Французская пресса уже повыносила тему задержания российских олигархов на первые полосы газет, дав России очередную возможность испытать Геростратову славу.
Интересно, однако, другое. В сообщениях зарубежной прессы о куршавельском скандале нет ни грана удивления, да и вообще каких бы то ни было эмоций. И то верно – дело-то привычное. Вот, наверное, удивились бы, не найдя в апартаментах наших соотечественников проституток. И кстати, как говорят, искали-то в основном именно у русских. Мы, мол, свою клиентуру знаем.
Сколько потрачено денег на пиар-кампанию по созданию положительного имиджа России в мире! Какую мощную, казалось бы, государственную медиаимперию создали для этих целей. В противовес резко оппозиционному телеканалу RTVI запустили Russia Today, стали выпускать журнал Russia Profile. Целая армия журналистов и пиарщиков раскрутила программу по отбеливанию образа России в глазах мирового сообщества. Прицельно и грамотно «отмазывали» российское руководство в истории с Литвиненко и других скандалах.
Но образу России много не надо. Дорогостоящая государственная программа по созданию симпатичного и достойного имиджа страны рушится в одночасье, стоит только распальцованным нашим согражданам ступить на чужую землю. Да никакая программа, никакие вложения не помогут, пока наши денежные сограждане не перестанут ставить знак равенства между отдыхом и водкой, между чувством собственного достоинства и распальцовкой.