В преддверии Нового года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос «Люди года» по категориям «политик», «спортсмен», «артист», «музыкант», «писатель». То, что политиком года станет Владимир Путин, – тут, как говорится, к гадалке не ходи. Остальными «людьми года» стали – соответственно категориям – Евгений Плющенко, Любовь Полищук, Дима Билан и Дарья Донцова.
Расклад, между прочим, небезынтересный. Почему на первом месте среди спортсменов оказался Плющенко, а не, например, Николай Валуев или Олег Маскаев? Ведь боксерские матчи показывают сейчас по телевизору примерно с такой же частотой, с какой в советские времена показывали фигурное катание, и у кого нынче больше поклонников – неизвестно. А объясняется все, думается, просто. Связка «человек – телевизор» с каждым годом становится все прочнее, и многомесячное мелькание Плющенко в качестве ведущего шоу «Звезды на льду» дало ему возможность шагнуть в ту степень популярности, о которой даже в качестве выдающегося спортсмена он и мечтать не мог. Плющенко? Кто это? Ну который «Звезды на льду» ведет, фигурист. А-а, «Звезды на льду», ну как же, знаем... Наверное, поручи вести это шоу какому-нибудь второстепенному фигуристу – не сомневайтесь, спортсменом года стал бы именно он.
Что поделаешь, цивилизация – дама недобрая и хитрая. Вместе с прогрессом она в нагрузку дарит нам неизбежное зло под видом необходимых человечеству достижений. Мы принимаем его, проглатываем и думаем, что все решаем сами. А по большей части за нас решает телевидение. Почему блистательная актриса Любовь Полищук стала актрисой года – понятно. Как это ни печально, но вряд ли вспомнили бы ее респонденты во первых строках, если бы не умерла она незадолго до Нового года. Но как бы там ни было, Полищук – актриса действительно выдающаяся. А вот идущие в списке вслед за ней Анастасия Заворотнюк, Нелли Уварова и Сергей Безруков – что это, как не массовое отравление телевидением, сериальная болезнь, поразившая голубые экраны и зрителей? Их прекрасная няня, Есенин, не родившаяся красивой – вот она, оказывается, наша гордость, наша всенародная любовь, наша взаимная нежность к прайм-тайму. У нас свое искусство – в мягком кресле, с чашечкой чая в одной руке и телефонной трубкой в другой. Искусство становится чем-то вроде витрины магазина: захотел – подольше рассмотрел товар, не нравится – пульт в руку – и выбирай другой. Помните, раньше на каналах, особенно дециметровых, были сплошные телешопы? Ощущение такое, что эти шопы вернулись и искусство теперь стало их частью.
Вы слыхали, как поет Билан? Я, честно говоря, нет. Зато, включив телевизор, не слышала о его втором месте на Евровидении разве что в передаче «В мире животных». Еще в моем домашнем телешопе на всех витринах представлен Николай Басков в разных видах, Барби российской эстрады. Этот телекотик так котируется, что по опросам умудрился обогнать саму Аллу Борисовну. Надо ли добавлять, что никакие Плетневы и иже с ним даже не были упомянуты в ответах респондентов...
Наверное, это оттого, что наша страна – самая читающая в мире, и тратить драгоценное время, оставшееся от прекрасных нянь и телекотиков, лучше не на сомнительных занудных бойцов скрипки и рояля, а на великую русскую литературу. Вот, к примеру, Дарья Донцова, названная писателем года. Дама, неважно знакомая с падежами, правописанием и просто писанием, родила девяносто романов! В телевизоре ее, конечно, меньше, чем Баскова или Безрукова, но все мы ходим по улицам, а улицы усеяны книжными развалами. И с каждого нахально-пристально смотрят на тебя, преследуют желтые книжечки с нелепыми фигурами на обложке и умопомрачительно нелепыми сюжетами и словами внутри. Кто сказал, что прошло время подвигов в мирное время? Девяносто романов, в месяц по увесистому опусу – по-вашему, не подвиг? Не великая? Не русская?
Открою маленький секрет. (А может, это и не мой только секрет, а секрет такой невероятной популярности упомянутой писательницы.) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о собственных возможностях и талантах я открываю любую книгу Дарьи Донцовой. И мне хочется петь – до чего же я талантлива! Спасибо вам за это, уважаемая Дарья Донцова.