0
720
Газета Политика Интернет-версия

02.10.2006 00:00:00

Особенности национального ожидания

Тэги: сочи, кавказ, бизнес


сочи, кавказ, бизнес Мобильный телефон владельца НЛМК не дал сойти с ума ожидавшим президента 70% российского ВВП.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

В пятницу в душном, лишенном всякого намека на кондиционер помещении российский бизнес ждал президента полтора часа. Во имя чего мучились киты российской экономики? Они страстно желали добровольно зарыть свои кровные миллиарды в Северный Кавказ. За компанию вместе с российскими олигархами те же муки терпели президенты Абхазии и Южной Осетии Сергей Багапш и Эдуард Кокойты, а также 76-летний глава ТПП Евгений Примаков. А вот глава одесской областной администрации Иван Плачков до мероприятия так и не добрался.

Сочинское мероприятие, кстати, называлось «Круглый стол по вопросам экономического сотрудничества на Юге России». «Экономическое сотрудничество» в переводе на русский язык означало добровольно-принудительное пожертвование средств со стороны крупнейших российских компаний на проекты в северокавказских республиках при таком же добровольно-принудительном согласии руководителей этих республик допустить русский бизнес в свои вотчины. Стол, за которым собрались участники, стоял не в «Бочаровом Ручье» и даже не в другом культовом месте рядом с резиденцией Владимира Путина – санатории «Русь». А не то в коридоре, не то в тамбуре, не то в предбаннике на втором этаже, рядом с входами на балконы конференц-зала Зимнего театра Сочи.

До часа «Х» в это помещение никого не пускали. То есть совсем никого: ни репортера, ни олигарха. Наконец, часы пробили без пятнадцати три. 80%, нет, все-таки, наверное, 70% российского ВВП выстроилось в очередь. Это была самая грандиозная очередь, которую мне пришлось отстоять. Почти 40 представителей российского бизнеса были готовы идти на любые жертвы, потому что хотели помочь сохранить территориальную целостность и вертикаль власти страны. Каждый из бизнесменов подходил к специальному человеку в костюмчике. Человек оттягивал бейджик, который для удобства был подвешен на тоненькую резиночку, долго искал в списке нужную фамилию, и потом, разрешая пройти в помещение, отпускал бейджик, стремительно возвращавшийся к владельцу.

Глава государства тем временем подробно и обстоятельно знакомился с выставочными экспонатами экономического форума, давая 70% российского ВВП ознакомиться с инвестиционными проектами, изложенными в специальной брошюре. Брошюра, выполненная с использованием новейших полиграфических технологий, уже стала предметом чьих-то удачных инвестиций.

Главу государства ждали, кряхтя и потея. Бизнесмены начали снимать пиджаки. «А мне в армии говорили: «Офицеры не потеют!» – вспоминал глава РЖД Владимир Якунин. Апофеоз настал, когда в зале заговорил Чебурашка. «Я, Чебурашка, пойду в ванну, искупаюсь. Выйду, и мы с тобой косячок раскурим», – говорил писклявый детский голосок. Это был мобильный телефон владельца НЛМК Владимира Лисина. В этот момент, как рассказали мне потом мои коллеги, прямая трансляция в пресс-центр была прекращена, и журналистам стали показывать рекламу форума. «Господин Гена, вот Ваше полотенце... Нет, надо сказать нормально. Что же делать, что???» – передавал страдания Чебурашки мобильный телефон металлургического магната. Наконец, несчастный (Чебурашка. – «НГ») возопил: «Ааа, крокодил в ванной!!!» Но Путина все еще не было.

Потом в процесс ожидания включились руководители южных регионов. Им не пришлось столько страдать. Минут через 10 появился президент и, сев за стол, стал изучать брошюру с проектами. «Просил бы, призвал поучаствовать в реализации этих проектов. Это не значит, что мы административным ресурсом пытаемся заставить. Просьба присмотреться и найти свою выгоду», – вкрадчиво объяснял 70% российского ВВП Дмитрий Козак. Путин еще более дипломатично заметил: проекты станут «предметом для тщательного анализа со стороны отечественных компаний».

После ухода президента градус совещания резко снизился. «Понимаю, что все мы здесь уже не первой свежести», – снисходительно заметил полпред, предложив выслушать выступления ограниченного состава участников. Когда дело дошло до последнего выступающего, в предбаннике уже не было света. По иронии судьбы это был глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. «Ну и задачу вы мне поставили – выступать без света, последним и перед голодным залом», – пошутил главный энергетик страны. Под занавес встречи Дмитрий Козак вновь повторил свою просьбу. «Еще раз подчеркиваю, что это просьба, – сделал ударение на последнем слове полпред президента в ЮФО, – выбрать себе проект из этого списка или найти другой. К новому году я должен представить президенту отчет». «Мы же все в глаза друг другу смотрим!» – использовал последний аргумент представитель Кремля на Северном Кавказе.

Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. На встрече руководитель РСПП Александр Шохин рассказал присутствующим, что местные администрации не хотят предоставлять не только контрольный, но даже и блокирующий пакет в предприятиях на территории республик. Я вспомнила еще более печальную историю. Этой зимой на одном из известнейших горнолыжных курортов Северного Кавказа местные жители рассказывали мне, как были уничтожены подъемники московской фирмы, пожелавшей начать свой бизнес в этом регионе. «Есть ли уверенность, что экономическая и политическая элита северокавказских республик пустит русский бизнес?» – спросила я одного из чиновников ЮФО после окончания встречи. Чиновник излучал оптимизм. «Один из бизнесменов говорит мне: «Слушай, а чего они (главы республик. – «НГ») меня так облизывают?» – в лицах описывал мне разговор мой собеседник. – Они поняли: дана команда четкая – весь бизнес пускать». Со стороны олигархов встречного оптимизма (видимо, очень устали ждать) не наблюдалось. «Куда инвестировать будете?» – спросила я руководителя одной из крупнейших российских компаний. «Еще не решил. Пока я собираюсь инвестировать в собственный ужин», – не без иронии заметил бизнесмен.

Когда бизнесмены ушли, полпред в ЮФО попросил глав подотчетных ему регионов остаться. «7–11 ноября нам предстоит поездка в Китай в рамках проведения Года России. Нам требуются небольшие собственные средства», – начал внутреннюю планерку Дмитрий Козак. Главы южных регионов сидели с постными лицами. «Я оплачу самолет! – поднял руку известный золотопромышленник и по совместительству руководитель далеко не самой богатого российского региона Хазрет Совмен. – Я дам деньги!» – «Вы в понедельник уже все оплатите?» – переспросил не ожидавший такого жеста доброй воли полпред. – Вы не из бюджетных средств будете платить?» – «Из внебюджетных┘» – подсказал президент Ингушетии Мурад Зязиков. «Я из своих!» – уточнил Совмен. Это, вероятно, был первый результат совещания по экономическому сотрудничеству на Юге России.

Сочи–Москва

Дмитрий Козак настойчиво попросил бизнесменов вкладывать деньги в Северный Кавказ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1241
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1105
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1315
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1242

Другие новости