Глава Минприроды отрицает, что обсуждал с президентом ситуацию с «Сахалином-2».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Владимир Путин принял в «Бочаровом Ручье» министра природных ресурсов Юрия Трутнева. Встреча происходила на следующий день после громких заявлений чиновника о возможном отзыве лицензий у оператора проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy, что может стоить компании 10 млрд. долл. Между тем Трутнев, вышедший к журналистам после аудиенции, отрицал, что этот вопрос обсуждался в ходе его рандеву с главой государства. «Нет, мы не трогали ситуацию с «Сахалином-2», – сказал нам глава Минприроды. Поверить в то, что событие, вылившееся в международный скандал, не было никоим образом затронуто в ходе встречи главы Минприроды с президентом, было трудно. Но, так или иначе, Путин открыто продемонстрировал свое желание, возможно, временно дистанцироваться от темы «Сахалин-2».
Трутнев отметил, что из имеющихся у него материалов можно сделать вывод, что «экологические нарушения весьма и весьма серьезны». По словам Трутнева, они относятся к двум блокам. «Первое – нанесение ущерба окружающей среде, причем всем видам, водным ресурсам, лесным ресурсам, акватории моря, а второе – это создание потенциальных условий для разрушения нефтепровода, – объяснил министр. – Они не учли оползневых явлений. На трех участках трубы просто лежат в селевых потоках. Вы знаете, что, например, на Аляске применена технология гибкой трубы. Труба идет поверх с запасом длины, и она играет в случае тектонических сдвигов. А у нас она лежит в земле, даже в тех местах, где грунт традиционно годами перемещается». «В случае перемещения грунта мы получаем на Сахалине масштабную экологическую катастрофу», – подытожил министр. Журналисты все-таки спросили Трутнева, возможен ли отзыв лицензии у оператора проекта. «Это зависит от самой компании», – ответил глава Минприроды. В ходе же протокольной части беседы Трутнев доложил президенту о завершении процесса инвентаризации фонда скважин. «Сегодня на 90% эта работа выполнена», – сказал Трутнев. «Сколько неучтенных?» – уточнил президент. «35 тысяч, по которым сегодня до конца мы не подняли информацию. В основном это скважины старого фонда, пробуренные 50 и более лет назад, в старых провинциях. Это Кавказ и так далее». «Есть проблема с тем, что часть скважин не передана недропользователю. Они находятся на участках распределенного фонда, но документы, связанные с оформлением собственности, отсутствуют. Здесь нам надо решить вопрос, как должна эта передача осуществляться. Это вообще-то государственное имущество, и за него надо платить. И привести это все в порядок», – заметил Трутнев и предложил поставить все эти скважины на баланс в Росимущество.
Кроме того, по словам Трутнева, сегодня количество скважин, находящихся в бездействующем фонде, «в 2 раза больше, чем нормативно установлено законом». Их около 20% общего фонда. «А по закону должно быть 10%. Если мы вот эти 10% дополнительно введем, то страна получит не один десяток тонн нефти дополнительно», – объяснил глава Минприроды. После окончания встречи я попросила министра назвать компании, которые хуже всего работают с фондом скважин. «Я уже много говорил об этом, не хочется эти компании снова называть, но наихудшие показатели у компании ТНК-ВР», – ответил Трутнев.
Трутнев также рассказал президенту о новой системе мониторинга выполнения лицензионных соглашений. «До сих пор все это находилось на бумажных файлах, мы перевели эти данные о 13 тысячах имеющихся в России лицензиях в электронную базу данных. Создано программное обеспечение, позволяющее анализировать по всем основным критериям выполнение лицензионных соглашений. Какое количество лицензионных соглашений не введено в срок в эксплуатацию, по каким месторождениям не выполнена геофизика. Эта система дает возможность заниматься контролем не системно, а выборочно», – рассказал Трутнев. «Это информация, которая нужна для принятия решений. Рассчитываю, что министерство, правительство в целом эти решения будут принимать в том числе и в отношении тех, кто работает недобросовестно или не выполняет условия лицензионных соглашений», – резюмировал Путин.
Сочи