Сегодня поздней ночью Владимир Путин вернулся в Москву из африканского турне. Вчера в Касабланке он встретился со своим марокканским коллегой королем Мухаммедом VI. А уже перед отлетом Путин проинформировал российских журналистов о своих впечатлениях от поездки в ЮАР и Марокко.
Визит в Марокко начался с церемонии торжественной встречи перед королевским дворцом. Ей предшествовала церемония проверки журналистов сотрудниками марокканских спецслужб: на встречу лидеров двух стран журналистам почему-то нельзя было пронести с собой мобильные телефоны, любительские фотоаппараты и даже небольшие дамские сумки. В ходе проверки наши коллеги с телевидения, прибывшие в Касабланку на день раньше нас, делились впечатлениями о вчерашней прогулке по городу в сопровождении незримых гидов в штатском. Иногда эти «гиды» неожиданно проявляли свое присутствие, а на вопрос журналистов, на кого те работают, они таинственно отвечали – «на государство».
Сотрудники марокканских спецслужб показали свой профессионализм и после окончания торжественной встречи российского президента. Замечу, что в Марокко стоит 35-градусная жара. И когда одному из членов марокканской делегации во время церемонии стало плохо, его оттащили под подиум, на котором стояли журналисты, и стали оказывать ему первую помощь. Одному из фотокорреспондентов удалось сделать несколько кадров. Сразу после окончания торжественного действа к нему подошел сотрудник спецслужб, отнял фотоаппарат и при помощи марокканского корреспондента удалил «лишние», по его мнению, кадры в фотокамере.
Церемония встречи – единственное мероприятие марокканского визита, на котором присутствовали представители СМИ. На все остальные мероприятия, включая переговоры, подписание совместных документов, с российской стороны были допущены одна телекамера, одно агентство и один фотограф. Не было и итоговой пресс-конференции – подобные излишества не в традициях у короля Марокко.
Надо заметить, что Марокко очень любопытное государство. В справках, розданных журналистам кремлевского пула пресс-службой, Марокко характеризуется как «страна строгой, замыкающейся на королевский дворец пирамидой власти, эффективными силовыми структурами» и, на что я обратила особо внимание, – «лояльной режиму многопартийной системой». Несложно предположить, что у короля Марокко и его российского коллеги было о чем поговорить.
Кстати, Мухаммед VI, так же как и Путин, окончил юридический факультет, правда, не Санкт-Петербургского государственного университета, а Университета имени Мухаммеда V. Позднее нынешний марокканский король продолжал свое образование во Франции, где и защитил диссертацию на тему «Сотрудничество между Европейским союзом и странами Магриба». Считается, что представители династии, к которой принадлежит Мухаммед VI, являются потомками знаменитого пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы.
Информированные источники в Кремле, как обычно, донесли до нас, что вчера в королевском дворце было подписано несколько важных соглашений, призванных укрепить сотрудничество наших стран в сфере морского рыболовства, туризма и спорта. Кроме того, в ходе переговоров Путин и Мухаммед VI говорили и о сотрудничестве в военной сфере. Напомним, что, после того как еще при социализме Марокко рассорился с СССР (Советский Союз в ходе «Войны в песках» поддерживал Алжир), основным поставщиком военной техники королевства стали Франция, Испания и США. Лишь в прошлом году «Рособоронэкспорт» подписал контракт на поставку в Марокко ПЗРК «Тунгуска – М1».
Касабланка