Вчера президент России продолжил напряженную работу в своей сочинской резиденции «Бочаров Ручей». После обеда он принял министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, который как бы вскользь предложил главе государства значительно снизить квоты на поставки мяса птицы из США и тем самым лишить американский бюджет 1 млрд. долл. Президент отреагировал молчанием, то есть согласием.
В начале Гордеев поведал главе государства о проблемах сбора урожая. Отставание, в сравнении с прошлогодними темпами, случилось из-за погоды. Путин спросил про сельскохозяйственные прогнозы на этот год. «В стране будет свой хлеб», – поклялся Гордеев и даже пообещал, что 10 млн. тонн сможем отправить на экспорт. «А когда первый раз отправили зерно на экспорт? В 2001-м?» – на всякий случай переспросил Путин. Гордеев совершенно правильно понял вопрос: «Впервые при вашей истории руководства страной мы отправили зерно на экспорт в 2001-м».
Затем Гордеев перешел к национальному проекту «Сельское хозяйство»: «Произошел перелом в животноводстве, выросла очень сильно продуктивность коров. Я бы увязал вопрос, связанный с производством мяса птицы, с таможенно-тарифным регулированием, – ненавязчиво заметил Гордеев. – Объем квоты на импорт примерно на 75–80% – это американское мясо. Примерно 800 тысяч тонн. Серьезная американским коллегам дана преференция. Но мы ее увязывали с тем, чтобы Россия стала членом ВТО и мы могли действовать на равных с нашими партнерами».
Президент внимательно слушал. «В результате процесс затягивается, и я не знаю, насколько целесообразно держать такой объем преференций. Америка сегодня на российском рынке зарабатывает 1 миллиард долларов. Может быть, есть смысл пересмотреть с учетом затягивания переговоров? – обращаясь неведомо к кому, но только не к главе государства, спросил Гордеев. И, не дожидаясь ответа, продолжил: – Вот такой вопрос мы перед нашими американскими коллегами будем ставить». На самом же деле, этот вопрос МЭРТ и Минсельхоз уже поставили, чем повергли наших американских партнеров в состояние шока. Путин никак не стал комментировать заявление Гордеева, видимо, решив дать нашим заокеанским друзьям последний шанс исправить ситуацию. А для поддержания беседы задал весьма (в контексте беседы) важный уточняющий вопрос: «Чтобы поделить квоты между другими экспортерами?» – «Да. Бразилия, в частности, ставит этот вопрос, говорит, что есть потенциал», – ответил Путину министр. Президент поинтересовался, будет ли по-прежнему ввозиться новозеландская баранина. К теме сокращения квот на американскую птицу больше не возвращались.
Сочи