За встречей двух премьеров чуть было не забыли о другом важном событии – неформальном саммите ЕврАзЭС. Впрочем, сами лидеры России, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, а также присоединившийся к ним в качестве наблюдателя глава Армении Роберт Кочарян сами не слишком хотели оказаться в центре внимания пишущей и снимающей братии. Из рабочей встречи глав государств журналисты увидели лишь несколько протокольных фраз хозяина саммита президента России Владимира Путина. На открытие Таджикской сельскохозяйственной ярмарки в последний момент было решено пригласить только личных фотографов и операторов семи президентов. А запланированную на четверг пресс-конференцию решили провести по-быстрому между рабочим завтраком и обходом рыночных рядов.
Впрочем, за полчаса президенты успели рассказать довольно много. Путин сообщил, что все лидеры поручили России, Белоруссии и Казахстану создавать правовую базу для создания Таможенного союза. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пояснил, что три страны уже ведут работу над созданием Единого экономического пространства и успели согласовать 31 документ. Для подписания первого пакета им осталось согласовать еще 7. По словам Назарбаева, эта работа может быть закончена в октябре–ноябре. Эти документы и станут основой для создания Таможенного союза, к которому постепенно будут присоединяться и другие члены ЕврАзЭС, «по мере того как будут готовы». Белорусский батька сделал комплимент своему таджикскому коллеге Эммомали Рахмонову: «Президент Таджикистана не отстает от нас, только вот у нас нет общей границы. Вот беда Таджикистана». «К сожалению, у нас сейчас нет общей границы», – с болью в голосе заметил Эммомали Рахмонов. Однако в его фразе чувствовалась надежда на то, что когда-нибудь у Таджикистана появится общая граница с Россией, Казахстаном, а может быть, даже и с Белоруссией.
Александр Лукашенко не преминул добавить: «Для хозяйствующих субъектов должны быть равные условия. Иначе нам такой Таможенный союз, откровенно говоря, не нужен». К счастью для всех сторон, он тут же пообещал, что «Беларусь не будет тормозом для интеграционных процессов». А президент Узбекистана Ислам Каримов сообщил, что у него «нет никакой изжоги» по поводу того, что его государство пока не может присоединиться к Таможенному союзу. «Узбекистан отстал, и это вполне понятно и объективно», – заметил Каримов.
У него было гораздо больше поводов для счастья. На встрече был подписан документ о присоединении Узбекистана к ОДКБ. Членство в этой организации даст Узбекистану среди прочих благ возможность покупать российское оружие по нашим внутренним ценам. «Практика неформальных встреч показывает, что они бывают гораздо более продуктивными, чем формальные», – произнес окончательно принятый в пророссийскую компанию президент Узбекистана Ислам Каримов. От счастья он даже предположил: «придет время, когда мы объединим ЕврАзЭС и ОДКБ». «Этот вопрос имеет под собой основу», – уверенно заявил Каримов. Президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву понравился демократический принцип принятия решений, за что он и поблагодарил Путина. А Роберт Кочарян посоветовал российскому коллеге проводить такие мероприятия не в августе, а в сентябре – «чтобы жара не подпирала». Очевидно, он решил, что накануне саммита хозяина явно «подперла жара», иначе он в ходе их личной встречи не перепутал бы армян с азербайджанцами.
Сочи