В последнее время ряд высокопоставленных кремлевских руководителей один за другим сделали заявления о том, что сейчас для России приоритетная задача – это добиваться суверенитета. На вопрос, какой из признаков суверенитета нашей страной потерян, чтобы его надо было восстанавливать, по просьбе «НГ» отвечают известные политики и политологи.
Владимир Плигин, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству
Мне представляется, что Россия обладает полным комплектом признаков суверенитета, ни один из них нами не потерян, а потому в данной ситуации задача заключается в том, чтобы продолжить действительно суверенное существование и продолжить существование, ориентированное на национальные интересы. Проблема это очень сложная. В настоящее время Россия обладает всеми признаками суверенного государства и, более того, происходит возрастание ее роли на международной арене. Но в то же время не заботиться об этой проблеме нельзя.
Николай Левичев, первый заместитель председателя Российской партии жизни
Современный суверенитет страны – это ее способность войти в глобальный мир, не потеряв своего лица, сохранив самобытность языка, культуры, особенного восприятия мира. Способность представить мировому сообществу свои национальные интересы в экономике и политике, отстоять эти интересы, в том числе, если надо, и путем демонстрации силы. «Святой эгоизм национального чувства» никто еще не отменял, несмотря на процессы глобализации. Какого суверенитета нам не хватает? Только одного – лидерства в области высоких технологий. А вот чтобы решить эту проблему, как ни парадоксально, надо резко увеличить инвестиции в человека.
Геннадий Гудков, член комитета Госдумы РФ по безопасности
Все признаки суверенитета у нас есть в полном объеме – и граница, и законы, и вооруженные силы, и денежная единица, и так далее. И я не думаю, что кто-то всерьез пытается посягнуть на нашу независимость. Другое дело, что постоянно идут разговоры о том, какая у нас демократия – настоящая или не настоящая, управляемая или суверенная. Здесь, конечно, в оценке большую роль играют так называемые «двойные стандарты», которых еще никто не отменил. Но правдой является и то, что у нас есть серьезные недостатки в вопросе демократии, которые надо устранять. Я много раз говорил, что мы неправильным путем пошли с точки зрения избирательного законодательства и на сегодняшний день необходимо создавать больше условий для партийного строительства и повышать роль парламента, существование которого сейчас достаточно виртуально. Конечно, все это надо делать, но в то же время неправильно говорить о том, что Россия хуже всех.
Владимир Рыжков, депутат Госдумы РФ
Дело в том, что по поводу суверенной демократии и вообще по поводу суверенитета нынешние идеологи в руководстве страны осуществляют широкомасштабный обман общества. Они подменяют понятия. Юридическая мысль различает два вида суверенитета: внешний и внутренний. Внешний суверенитет заключается в том, является ли страна суверенной по отношению к другим странам. То есть, грубо говоря, есть ли у нее армия, своя валюта, внешняя политика, управляют ли ею извне или она самостоятельно определяет свою политику и так далее. Но самый интересный вопрос о внутреннем суверенитете. Внутренний суверенитет – это вопрос о том, кто является сувереном в той или иной стране, то есть кто является источником власти. Например, в Великобритании сувереном является королева до сих пор, а по нашей Конституции, сувереном является народ, а вовсе не президент и не правительство. И поэтому когда руководство нашей страны уничтожает демократию, то это называется узурпация власти, потому что оно отнимает у народа его суверенитет и присваивает его. Кстати, в Конституции это квалифицируется как уголовное преступление. Поэтому если говорить о внешнем суверенитете России, то он прочный и ему ничего не угрожает: Россия платежеспособная страна со всеми признаками независимого государства, и никто ею извне не управляет. Так что и укреплять его не нужно, раз он и так достаточно силен. А вот внутренний суверенитет в России разрушен узурпаторами, которые руководят страной. Сегодня эти узурпаторы фактически присваивают себе народный суверенитет, присваивают себе право руководить страной и выступать от имени народа, подавляя свободу слова, подавляя свободу выборов, политическую конкуренцию и так далее. Поэтому признак суверенитета, который потеряла Россия, и который нужно восстанавливать, – это демократия. Так что когда граждане Кремля говорят про суверенную демократию, они просто обманывают – никакой суверенной демократии в России нет.
Елена Лукьянова, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГУ
Я не считаю, что в российском суверенитете есть какие-то изъятия и что-то тут надо восстанавливать. Плохо у нас внутри страны если не с суверенитетом субъектов, потому что его в принципе не должно быть, но с определенной долей их самостоятельности, а с государственным суверенитетом все нормально. Что же касается суверенной демократии, то лично я не понимаю, что это такое, на мой взгляд, рассуждения о ней – это полная ерунда. Это подмена понятий, это просто треп полуграмотный.