Российско-американский саммит, предваряющий встречу G8 в Петербурге (15–17 июля), может стать важнейшим событием в двусторонних отношениях за все время пребывания президентов Владимира Путина и Джорджа Буша у власти. Дело не только в острых международных проблемах, среди которых на первый план выходят Иран, Северная Корея и Ближний Восток. Российский и американский лидеры затронут их кратко, оставив основное обсуждение для пленарного заседания G8. В центре встречи Буш–Путин – важные темы, которые дают возможность коренным образом обновить отношения между РФ и США. Разумеется, если президенты договорятся. О значимости повестки переговоров Путина и Буша свидетельствует ажиотаж среди сторонников и противников назревающих российско-американских договоренностей. Так, крупнейшая в мире американская самолетостроительная корпорация «Боинг» ждет «отмашки» двух президентов на заключение сделки стоимостью 3,2 млрд. долл. На эту сумму российский «Аэрофлот» намерен закупить партию авиалайнеров «Боинг-787» у американцев, и контракт уже готов к подписанию.
Две другие американские корпорации – «Коноко-Филипс» и «Шеврон» ожидают ответа на свои заявки на участие в разработке Штокмановского месторождения газа, одного из крупнейших в мире. Они остались в «кратком списке» в составе 5 фирм и ждут официального ответа из Москвы или по крайней мере какого-либо знака из Санкт-Петербурга.
Есть и ожидания другого плана или точнее – предостережения. Так, 20 сенаторов-демократов обратились к Бушу с требованием не соглашаться на присоединение России к ВТО до того, как будет решено в пользу США «множество вопросов» – от сферы банковских услуг до сельского хозяйства. Другая группа сенаторов, в основном представляющих «ядерные» штаты Нью-Мексико и Огайо, против пересмотра соглашения по урану.
В Москве же все эти дни продолжались интенсивные переговоры между российскими Минфином и Министерством экономики и торговли и американской делегацией по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию. США – единственная из 149 стран – участниц ВТО, пока не подписавшая соглашения о вступлении России в эту организацию. Путин уже дал понять, что если согласие Вашингтона не поступит, Москва откажется от всего, что уже пообещала. И речь идет не только об условиях вступления в ВТО. Как утверждают американские СМИ, заключение контрактов с американскими корпорациями «придерживается» Москвой до заключения соглашения о вступлении России в ВТО.
Вступление России в ВТО и будущее соглашение по атомной энергетике – два крупных вопроса в повестке переговоров Путина и Буша. Атомное соглашение касается не только урановой темы, точнее, вопроса о пересмотре в пользу России цен и квот на экспорт российского урана в США. Оно затрагивает судьбу целого ряда важных для обеих сторон проектов в области атомной энергетики.
Вновь на обсуждение президентов выносится тема стратегической стабильности, которая с 2002 года была практически забыта.
Договоренности президентов по этим вопросам будут иметь определяющее значение для дальнейших официальных соглашений между обеими странами. При этом не исключено, что некоторые нерешенные вопросы вступления России в ВТО будут оставлены на рассмотрение самих президентов. Им придется их решить буквально на месте. Такое уже бывало в прошлом при решении вопросов контроля над вооружениями, ныне этот метод придется перенести в экономическую сферу.
На этом фоне отошел на второй план сюжет внутриполитического развития России. А ведь все последние месяцы лидеры американской политической элиты и СМИ США настойчиво требовали вынести тему «отката от демократии» на первое место в диалоге. Известно, что в ответ на подобные призывы Буш обещал затронуть этот вопрос в Санкт-Петербурге. Но не публично и с полным осознанием того факта, что «люди не любят выслушивать лекции». В свою очередь, Владимир Путин предостерег своих собеседников в G8 от использования темы демократизации в качестве инструмента давления на Москву. При этом он высказался в пользу «диалога равных».
Последнее выглядит как ключевой критерий в оценке результатов предстоящих встреч. Если саммит Буш–Путин окажется диалогом равных, он предопределит успех встречи «большой восьмерки» и откроет путь к радикальному обновлению отношений между Россией и США и их активному развитию.
Продолжение темы см. Настало время менять мироустройство, Германия не опасается энергозависимости