На встрече с членами думской фракции «Единая Россия» в пансионате «Лесные дали» медведи предложили Владимиру Путину возглавить партию. Инициативу депутата Мартина Шаккума вряд ли можно считать самостоятельной – выступления на таких мероприятиях всегда согласовываются в Кремле. Но президент никак не отреагировал на предложение единороссов ни в ходе открытой, ни в ходе закрытой части мероприятия. Однако недвусмысленное предложение можно считать запланированным, а реакцию Путина можно расценивать как «скорее да, чем нет». Да и на обдумывание такого серьезного предложения главе государства нужно время.
Собянин пожертвовал выходным
В начале встречи ничто не предвещало такого поворота событий. «Сколько лиц-то новых», – удивленно говорила пожилая дама, оглядывая коллег. Коллеги-мужчины тем временем изучали выставленные на заваленном пирогами и бутербродами столе маленькие бутылочки с алкогольным напитками. «Слушай, а коньяка-то нет», – разочарованно поделился один из председателей думского комитета со своим товарищем. «А можно ли перед встречей с главой государства?» – полюбопытствовала корреспондент «НГ». Часы, замечу, только что пробили одиннадцать утра. «Тем, кто накануне хорошо принял, утром даже нужно!» – просветил меня единоросс. Если мужчины присматривались к алкогольному предложению, то дамы явно с особым вниманием отнеслись к своим нарядам. Так, Александра Буратаева пришла в туфлях серебристо белого цвета, которые скорее соответствовали церемонии бракосочетания, чем разговору с главой государства.
Несколько приветственных слов Путин сказал очень тихо. «Мы вас не слышим», – послышались требовательные голоса с мест. «Буду говорить громче», – пообещал Путин. Следующие тезисы главы государства должны были действительно слышать все. «Единая Россия» заметно активизировала идеологическую работу и стала гораздо более узнаваемой. У вас есть собственное политическое видение развития России как суверенного демократического государства», – затронул ныне модную в российском политическом истеблишменте тему глава государства. «Все это – хороший фундамент для повышения роли и значения партии в жизни страны», – резюмировал Путин. В заключение глава государства неожиданно объявил, что после выступлений единороссов СМИ предложат покинуть помещение, хотя первоначально журналистам обещали полную информационную открытость.
Журналисты мысленно благодарили президента за то, что он предельно сократил их страдания в выходной день, как вдруг глава комитета по промышленной политике Мартин Шаккум вспомнил высказывание президента о том, что он возглавит оппозиционную партию. «Нам бы хотелось в дальнейшем видеть вас в качестве национального лидера во главе политической партии. Такой политической партией может и должна стать «Единая Россия», – решительно произнес Шаккум, вернувшись к теме выработки национальной стратегии страны. Коллеги Шаккума радостно зааплодировали, а в глазах медвежьего начальства и кремлевских кураторов читалась одна мысль – «как он это живенько произнес».
Путин на предложение Шаккума никак не отреагировал. Зато напомнил медведям, что «каждый из нас должен думать о том, чтобы наша политическая система была сбалансированной, устойчивой». «А это значит, что и тем нашим коллегам, которые сегодня или завтра будут находиться в оппозиции, должна быть предоставлена трибуна и возможность высказывать свое мнение. Только в споре, только в дискуссии можно находить наиболее оптимальные пути развития государства, страны и ее экономики», – думаю, это был ключевой мессидж встречи, который глава государства хотел донести не столько до присутствующих, сколько до мирового сообщества.
Руководитель думской мандатной и этической комиссии Геннадий Райков в беседе с корреспондентом «НГ» предположил, что предложение Шаккума было попыткой получить публичную реакцию главы государства на самую злободневную для партии тему последних дней. «Поскольку тезисы выступлений на таких встречах всегда предварительно проговариваются, то это значит, что и президентская сторона против этого не возражала», – сделал вывод Райков, отметив, что реакции со стороны Путина не последовало.
Если открытая часть встречи продолжалась около полутора часов, до в неформальном режиме Путин общался с депутатами всего около часа. Райков посетовал на то, что из-за большого количества докладов, весьма продолжительных, не слишком много осталось времени для ответов Путина на конкретные депутатские вопросы и предложения. Для этого предназначалась закрытая часть встречи, о содержании которой депутаты договорились не распространяться. Райков отметил только, что «ничего сенсационного на ней сказано не было». По сведениям из источников во фракции ЕР, президент комментировал конкретные предложения думцев. Например, в ответ на многочисленные обращения по теме помощи в развитии сельского хозяйства Путин, как уверил «НГ» один из участников мероприятия, четко заявил, что он против того, чтобы «раздать весь бюджет по деревням». Но чаще всего президент произносил традиционную для него фразу – «давайте ваши предложения».