Перед саммитом G8 Сурков объяснил зарубежным СМИ, что Кремль создает не «управляемую демократию», а «суверенную».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера замглавы президентской администрации Владислав Сурков провел брифинг с иностранными журналистами. Источник в Кремле рассказал «НГ», что встреча была проведена по прямой рекомендации американской PR-компании Ketchum, которая должна помочь России избавиться от негативного имиджа в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге. Идеолог Кремля в течение полутора часов попытался объяснить зарубежным журналистам, что с демократией в Россией все нормально, Кремль не создает партии и не контролирует телеканалы. По рассказам присутствовавших на встрече западных журналистов, далеко не всегда кремлевский чиновник был убедителен, на конкретные вопросы часто отвечал пропагандистскими штампами и не имеющими прямого отношения к заданному вопросу рассуждениями о демократии.
Президент может стать партийным
Главной новостью брифинга стало заявление замглавы президентской администрации о том, что глава России может стать партийным. Беспартийность президента в России, по словам Суркова, – это «дело поправимое в ближайшей исторической перспективе». Близость этой исторической перспективы не была обозначена кремлевским идеологом. «Это издержки нашей борьбы с коммунизмом. Мы занимались департизацией и какое-то время сильно этим увлеклись. И отсюда возникла такая ситуация», – пояснил Сурков. По его словам, утверждения о том, что власть поддерживает исключительно «Единую Россию», провоцируются такой ситуацией, когда президент не является членом какой-либо партии.
Заметим, что из называемых в качестве возможных преемников Владимира Путина кандидатур членами партии в настоящий момент является только Борис Грызлов («Единая Россия») и Сергей Миронов (Партия жизни). Впрочем, это не исключает возможности для вступления в одну из политических структур и кого-то из ныне беспартийных кандидатов – Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Сам же Путин на встрече с российскими журналистами в Шанхае пошутил: «Вот создам оппозиционную партию и буду критиковать власть». А когда корреспондент «НГ» попробовала уточнить политическую ориентацию будущей структуры, глава государства только махнул рукой: «Да какая уже разница».
Символично, что вопрос о том, кто сменит Путина на посту президента и как Кремль намерен обеспечить ему популярность, кремлевский чиновник, курирующий в том числе и освещение внутренней политики в государственных СМИ, дал «исчерпывающий» ответ: «Не знаю – кто. Тем более не знаю – как». Обтекаемо он ответил и на вопрос о возможности выдвижения Путиным своей кандидатуры на президентских выборах в 2012 году. «Жизнь покажет», – сказал кремлевский чиновник. Сурков заявил, что не считает отклонением от демократических стандартов тот факт, что власть поддерживает одну партию. «К нам применяют другие стандарты. Разве Джордж Буш не поддерживает Республиканскую партию, а Тони Блэр – Лейбористскую? Мы поддерживаем и будем поддерживать «Единую Россию». Это нормальная практика демократических государств», – заявил чиновник.
Иностранные журналисты упрекнули Кремль в создании партий. «Это вам показалось. Это вопрос оценки – под каким углом смотреть, – дал еще один исчерпывающий ответ Сурков. – Никакого большинства нельзя сверху создать в современной России, которая достаточно открыта». Под особым углом кремлевский чиновник посоветовал смотреть и на проблему контроля государства над телеканалами. Так, подозрения в редком показе оппозиции на телевидении Сурков прокомментировал как «дело вкуса». А высказывание спикера Госдумы о том, что «парламент – это не место для дебатов», кремлевский чиновник назвал «всего лишь оговоркой».
Демократия по-кремлевски
Сурков также заверил западных журналистов, что в России создается не «управляемая демократия», а «суверенная» и что российское понятие о демократии ничем не отличается от европейского. «Мы строим открытое общество, не забывая о том, что мы свободны, – объяснил представителям зарубежных СМИ выдвинутый им термин идеолог Кремля. – Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне».
Это был не единственный укол в адрес Запада, в первую очередь США. Так, «управляемая демократия», по мысли Суркова, это «навязываемая некоторыми центрами глобального влияния всем народам без разбора – силой и лукавством – шаблонная модель неэффективных и, следовательно, управляемых извне экономических и политических режимов». Как рассказывают участники встречи, Сурков не раз цитировал обвинения в адрес России, и в частности отрывки из выступления вице-президента США Дика Чейни в Вильнюсе. Чейни, по мнению Суркова, был «неправильно понят». «Я целиком согласен с тем, что понимает под «суверенной демократией» господин Чейни. Мы понимаем то же самое», – подчеркнул замглавы администрации.
Как заметил замглавы администрации президента, часто бывает, что в России говорят одно, а думают про другое: говорят про демократию, а думают об углеводородном сырье. «У нас есть все, что есть в любой демократической стране. А претензии к России подогреваются интересом тех людей, которые радикально настроены, это их право. Но почему должна учитываться только их точка зрения?» – заметил Сурков. Отвечая на вопрос, чему бы Запад мог поучиться у России, кремлевский чиновник отметил, что, на его взгляд, «мы ведем себя более прямолинейно, более честно, чем иногда относятся к нам, мы признаем свои недостатки и не лезем в чужие дела».
«Может, у них просто нет взглядов?»
«Нация не может существовать без идеологии», – заявил кремлевский идеолог иностранным журналистам. По его словам, «строительство вертикали власти было необходимо и сегодня необходимо, но бюрократическое строение недолговечно, если мы не обогатим его идеологией, признаваемой целой нацией». При этом российская национальная идеология по принципиальным моментам не будет сильно отличаться от европейской. «Российская модель, конечно, специфична, но не сильно отличается», – сказал Сурков. В тоталитарных режимах идеология не нужна, поскольку «там есть страх». Между тем в демократических режимах, «где репрессивный аппарат приводится в действие в основном в крайних случаях», без идеологии, принимаемой обществом добровольно, не обойтись. «Чиновникам нашим очень не мешало бы получить какие-либо убеждения, потому что я знаю очень многих губернаторов, например, которые за эти 15 лет побывали в шести партиях, – заметил Сурков. – Нам что, нужны такие управляющие территориями, которые меняют партии и, видимо, взгляды, а может быть, у них просто нет взглядов?»
Зарубежные журналисты спросили Суркова про судьбу одного из представителей российской политической элиты – бывшего губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова. Сурков заявил, что не видит политической подоплеки в его аресте. «У нас очень модно описывать все действия власти через термины заинтересованного отношения к собственности. Это очень удобная манера, и тем, кто коррумпирован, кто совершил уголовное преступление, это позволяет подавать свои проблемы как политические», – сказал западным журналистам кремлевский чиновник. При этом он назвал ложью слухи о том, что губернатор Баринов арестован, поскольку «Роснефть» хочет приобрести в регионе нефтяные ресурсы, и о том, что за этими событиями стоят интересы власти.