0
855
Газета Политика Интернет-версия

28.06.2006 00:00:00

Уважать себя заставил

Тэги: путин, дипломаты


путин, дипломаты В ожидании президента Виктор Черномырдин поделился с Михаилом Фрадковым опытом по управлению российской экономикой.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Вчера на совещании российских послов в МИДе Владимир Путин объяснил Вашингтону, в какой тональности Москва хотела бы провести саммит G8 в Санкт-Петербурге и предстоящую перед ним двустороннюю встречу с Джорджем Бушем. «Партнерство между такими мировыми державами, как Россия и США, может строиться исключительно... – Путин сделал особое ударение на этом слове, – ...на условиях равноправия и взаимного уважения». Хозяин Кремля в весьма жестких выражениях потребовал от Запада считаться с позицией России и призвал США запустить переговорный процесс по замене договора об СНВ.

Послы, члены правительства, руководители профильных комитетов Госдумы и Совфеда, а также глава ВГТРК Олег Добродеев ждали Путина 34 минуты. Места в президиуме успели занять два бывших министра иностранных дел – Евгений Примаков и Игорь Иванов, а также нынешний глава Белого дома Михаил Фрадков и его бывший коллега, ныне выполняющий почетную миссию посла России на Украине Виктор Черномырдин.

Вошедший вместе с Путиным глава МИДа Сергей Лавров открыл совещание. Было видно, что он подавлен. «Мы недавно понесли невосполнимую утрату: наши товарищи – сотрудники посольства в Багдаде – пали жертвой разгула безжалостного терроризма», – произнес Лавров, предложив почтить память погибших вставанием. Замечу, что со стороны МИДа это было первое официальное признание гибели российских дипломатов. Накануне вечером ведомство на Смоленской позволило себе лишь крайне осторожное заявление о том, что, «судя по всему», «случилось непоправимое».

Президент в присутствии журналистов не прокомментировал ни гибель российских дипломатов, ни свое опоздание. «Надо в полной мере отдавать себе отчет, что конфликтный потенциал в мире – несмотря на все предпринимаемые усилия – продолжает возрастать, – заявил в начале своего выступления Путин. – Мы подошли к моменту, когда происходит модернизация всей архитектуры глобальной безопасности. Если позволить развиваться инерции прежних подходов, то мир будет вновь обречен на бесплодное противостояние. Нужно переломить эти опасные тенденции», – предупредил дипломатов Путин. Далее российский президент указал на источник потенциальных угроз для мирового порядка, бросив увесистый камень в огород американского Белого дома. «Должен также прямо сказать, что среди источников, подпитывающих тягу ряда стран к обладанию ОМУ, реализации других военных программ, – не только национальные амбиции, но и навязываемое всем нам гипертрофированное значение силы в международных отношениях». Если бы президент Ирана присутствовал в здании на Смоленской, он, наверное, поаплодировал бы российскому коллеге.

Антиамериканское наступление продолжилось. По словам Путина, Россию беспокоит «фактический застой в области разоружения». При этом «за такое положение дел Россия ответственности не несет – мы выступаем за возобновление диалога по важнейшим разоруженческим вопросам и в первую очередь предлагаем нашим американским партнерам запустить переговорный процесс по замене Договора о СНВ, срок действия которого истекает в 2009 году». По словам президента, в России убеждены, что «к урегулированию кризисов ведет вовлечение в диалог, а не изоляция тех или иных государств». При этом Россия «уже предлагает и вполне конкретные решения – имею в виду, например, идею создания международных центров по обогащению урана». «Еще раз подчеркну: мы не намерены присоединяться к разного рода ультиматумам, которые лишь загоняют ситуацию в тупик, наносят удар по авторитету Совета Безопасности ООН, – заявил Путин. – А если есть пробелы в правовой базе – давайте ее солидарно с партнерами совершенствовать».

Необходимость вовлечения в диалог, а не изоляции тех или иных государств «в полной мере» относится и к урегулированию региональных конфликтов – «будь то в Косово или на Кипре, в Закавказье или Приднестровье». Принципы урегулирования, в очередной раз повторил Путин, должны быть «универсальными и опираться на международное право, на уважение интересов всех затронутых в конфликте народов». Президент напомнил послам, что Россия непосредственно участвует в урегулировании ряда конфликтов на пространстве СНГ. «И хотел бы подчеркнуть, что мы и впредь будем выполнять свою миротворческую миссию – несмотря на откровенные провокации, с которыми мы так часто сталкиваемся», – прямо намекнул Путин на усиление роли российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии.

«Не все были готовы к тому, что Россия так быстро начнет восстанавливать свое экономическое здоровье и положение в мире, – дал толкование потоку обвинений в адрес политики Москвы накануне саммита G8 Путин. – Кто-то смотрит на нас через призму предрассудков прошлого, видит в сильной России возрастающую угрозу. Некоторые готовы обвинить нас в возрождении «неоимперских амбиций». Придумали еще «энергетический шантаж». Трудно понять, почему естественное и прозрачное решение о переводе расчетов за газ с некоторыми нашими соседями на рыночную основу вызвало порой экзальтированную реакцию». Путин признал, что принимаемые решения о повышении цен на газ надо было заблаговременно разъяснять, но «даже если бы мы это делали, наших разъяснений никто не хотел слышать». «Вывод напрашивается один, – резюмировал глава России, – весь поток критики по сугубо экономическому вопросу носил исключительно политизированный характер». «Повторю, мы готовы взаимодействовать и конкурировать, но на основе честных и единых правил игры. Принцип «то, что позволено Юпитеру, не позволено быку» – для современной России неприемлем», – отправил в Вашингтон и Брюссель еще один мессидж президент России.

В отношениях со странами СНГ Путин предложил перейти на «принципы, принятые в мировой экономике и торговле и основанные на трезвом расчете». «Мы не ставим под сомнение право наших соседей, стран СНГ, самостоятельно действовать и внутри страны, и на международной арене, – сказал Путин, заметив, что заподозрить Россию в этом «было бы глупо». – Но мы должны ясно заявить, что это значит, что и мы имеем право на выбор своих друзей». Путин тут же назвал и тех, кому не суждено быть друзьями Москвы: «Мы видим пример ряда стран Содружества, где попытки игнорировать веками складывающиеся связи между народами оборачиваются угрозой появления несамостоятельных, слабых, зависимых государственных образований». Это была ответная пощечина Михаилу Саакашвили за пресс-конференцию в Санкт-Петербурге, на которой грузинский президент обвинил Москву в аннексии грузинских земель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1315
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1161
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1386
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1305

Другие новости