Заявление Джона Логсдона, директора Института космической политики в Вашингтоне и советника Американского аэрокосмического агентства (NASA), недавно побывавшего с визитом в России, о том, что США хотели бы иметь резервную транспортную систему для доставки людей и грузов на околоземную и окололунную орбиту, было с энтузиазмом подхвачено некоторыми руководителями отечественной космической отрасли.
Логсдон дал понять, что США благожелательно смотрят на создание Россией (за деньги из российского бюджета) нового космического корабля многоразового использования типа «Клипер», который в случае необходимости смог бы продублировать проектируемый в США новый «Пилотируемый исследовательский корабль» CEV. Однако есть два момента, которые не дают оснований для подобного энтузиазма.
Первый – «Клипер» может быть задействован в американских лунных планах только в случае проблем с CEV. Это весьма маловероятный вариант. Второй – США могут сделать упор на потенциальное использование китайского пилотируемого корабля типа «Шеньчжоу» вместо «Клипера» в экспедициях на Луну или в перспективе вместо «Союзов» в полетах на МКС. А вот вероятность второго сценария велика.
В январе этого года из Китая вернулась делегация американских конгрессменов. То, что они увидели там, буквально ошеломило их. «Американская общественность даже не представляет, насколько велика китайская космическая программа», – заявил конгрессмен Марк Кирк. А Том Фини подчеркнул необходимость начала сотрудничества в космосе между США и Китаем, отметив, что первым шагом в этом направлении должно стать создание совместимой стыковочной системы, которая позволила бы «Шеньчжоу» стыковаться с CEV. Конгрессмен также отметил, что CEV должен обладать возможностью состыковаться с китайской околоземной станцией, которую Поднебесная планирует вывести на орбиту к 2015 году.
Возможность объединения усилий в космосе двух стран подтвердил глава NASA Майкл Гриффин. 30 марта этого года Фрэнк Вулф, руководитель подкомитета по закупкам в палате представителей Конгресса США, осуществляющего надзор за деятельностью NASA, поручил Гриффину в 30-дневный срок представить в Конгресс доклад о космических программах ближайших соперников США в космосе, в первую очередь Китая. Увы, Россия в этом списке была поставлена рядом с Индией.
Пекин относится к перспективе китайско-американского сотрудничества в космосе более чем благожелательно. Во время неофициального визита в штаб-квартиру NASA в апреле заместитель главы Китайского национального космического управления Луо Ге обсудил возможность посещения Гриффином Китая.
Не случайно и то, что председатель КНР Ху Цзиньтао начал свой визит в США 18 апреля этого года с посещения Сиэттла. В этом городе расположены основные предприятия «Боинга» – главного подрядчика NASA по МКС. Президент Буш во время встречи в Белом доме с главой Китая официально предложил ему расширить космическое взаимодействие между двумя странами и подтвердил намерение отправить Гриффина осенью этого года в Поднебесную для обсуждения возможности сотрудничества двух стран в рамках американской лунной программы. А в конце апреля этого года китайская делегация по приглашению NASA участвовала в прошедшем в Вашингтоне семинаре по анализу перспектив участия различных стран в реализации лунных планов США.
Разумеется, на пути объединения усилий в космосе между Вашингтоном и Пекином имеется пока немало и политических камней преткновения, и непрекращающиеся попытки Поднебесной завладеть передовыми американскими технологиями, в том числе и нелегальными способами. Но бесспорно и другое: США постараются всячески ослабить свою зависимость от России в области дублирующих средств выведения грузов и экипажей в космос. Политическую подоплеку и тут понять несложно. Если бы у Америки была альтернатива «Союзу», ей не пришлось бы смягчать санкции, которые были введены против российских космических предприятий и организаций за их якобы имеющее место сотрудничество с Ираном в ядерной и ракетной сфере. Китай может предоставить США подобную альтернативу.
И в этой связи руководству российской космической программы нужно основательно подумать над вопросом: стоит ли делать вероятное сотрудничество с США в рамках американской лунной программы ориентиром для разработки нового поколения отечественных космических транспортных средств?