0
752
Газета Политика Интернет-версия

24.05.2006 00:00:00

Армия влияет на имидж страны

Тэги: се, хаммарберг


се, хаммарберг Томас Хаммарберг: «В Чечне предпринимаются усилия по восстановлению экономики, однако там продолжает царить атмосфера безнаказанности».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Новый комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг дал эксклюзивное интервью «НГ». Он поделился своим мнением по поводу ситуации в Чечне и положения в Российской армии, прокомментировал проблему отменены смертной казни и рассказал о сотрудничестве с российскими НКО.

– Господин Хаммарберг, на чем вы предполагаете сосредоточиться в ходе своего пребывания на посту?

– Мой мандат очень широк: мои полномочия распространяются на все 46 стран – членов Совета Европы. Я хотел бы сосредоточиться на мониторинге ситуации с правами человека и подготовке рекомендаций для ее улучшения. Полагаю, в области прав человека всегда есть к чему стремиться. Никто, как говорится, не идеален. Я надеюсь в ходе своего пребывания на посту, которое должно продлиться шесть лет, посетить все страны – члены СЕ. Надо как можно лучше познакомиться с положением дел на местах.

– Когда вы приедете в Россию?

– Я нанесу несколько визитов в вашу страну в ближайшем будущем. В России, к которой в этом месяце перешло председательство в Комитете министров Совета Европы, организован целый ряд конференций. Первая – однодневная – состоится 5 июня в Санкт-Петербурге, где мы встретимся с российскими федеральным и региональными уполномоченными по правам человека (омбудсменами). Следующая конференция, двухдневная, намечена на 5–6 июля в Москве. На ней соберутся генеральные прокуроры из стран – членов СЕ. Я также побываю в России в начале сентября – на конференции по культуре в Нижнем Новгороде, а в конце того же месяца снова в Санкт-Петербурге – на конференции по правам людей с ограниченными возможностями. Надеюсь кроме того пообщаться в ходе своих поездок с представителями неправительственных организаций и официальными властями. Я хочу обсудить ситуацию с правами человека. Уже позднее я планирую посетить Северный Кавказ и другие регионы России – чтобы тщательно изучить обстановку.

– Как вы оцениваете ситуацию с правами человека и демократией в России?

– Прежде чем давать конкретные оценки, мне хотелось бы сначала лично все увидеть. Безусловно, я внимательно читал доклады о России моего предшественника на посту. Есть несколько моментов для озабоченности, в связи с чем бывший Комиссар СЕ по права человека Альваро Хиль-Роблес давал Москве определенные рекомендации. В частности, это касалось неуставных отношений в Российской армии. Я обратил внимание, что президент Владимир Путин лично указал на необходимость решения этой проблемы после трагедии с рядовым Андреем Сычевым.

– На ваш взгляд, российские власти делают достаточно для решения проблем с правами человека?

– В интересах правительства эффективно решать эти проблемы, которые негативно сказываются на имидже страны. Это же относится к отсутствию дисциплины в армии. У меня складывается впечатление, что определенные меры для улучшения ситуации власти предпринимают. Нельзя забывать и еще об одной проблеме: Россия, став председателем в Комитете министров СЕ, пока так и не узаконила запрет на смертную казнь. Это единственная страна СЕ, в которой не упразднена эта высшая мера наказания. Действует мораторий, но СЕ хотелось бы, чтобы в законодательстве эта норма более не фигурировала вовсе.

– На ваш взгляд, что мешает России расстаться со смертной казнью?

– Я говорил об этом с некоторыми российскими политиками. По их словам, дело в Госдуме, где сложилась сильная оппозиция против такого шага, а также в консервативном подходе общества к этому вопросу. Однако, согласно опыту других стран, когда государство решает отменить смертную казнь, народ это принимает. Например, в свое время опросы во Франции показывали, что население против упразднения высшей меры, однако после того, как решение было принято, французы стали гордиться им. Надеюсь, что то же произойдет и в России. Государство не должно убивать, чтобы показать своим гражданам, что убийство – это преступление.

– Что вы можете сказать о ситуации в Чечне? Насколько она серьезна?

– Ранее я в частном порядке посетил Чеченскую Республику и пробыл там два дня. Но мне еще предстоит разобраться в ситуации. Насколько я понимаю, сейчас там предпринимаются усилия по восстановлению экономики, ведется ремонт разрушенных домов, строятся новые. Это положительный сигнал. Но мы все еще ожидаем от властей серьезных усилий в области расследования и приведения к суду виновных в исчезновениях, похищениях и убийствах людей. Пока того, что делается, недостаточно. А это, в свою очередь, создает атмосферу безнаказанности. У меня также складывается впечатление, что в Чечне остаются проблемы с безопасностью, которые отчасти обусловлены той самой атмосферой безнаказанности.

– Высказывается мнение, что в России правозащитники порой излишне лояльны властям. Вы знакомы с такими претензиями?

– Те правозащитные организации в России, с которыми мне приходилось встречаться – «Московская хельсинкская группа», «Мемориал», – произвели на меня очень положительное впечатление. Они предоставляют проверенную информацию. Это серьезные люди, с которыми я надеюсь продолжить сотрудничество. «Московская хельсинкская группа» сейчас отмечает тридцатилетний юбилей, и на днях я направил ей поздравление с пожеланием работать так же хорошо и в дальнейшем.

– Как вы прокомментируете ситуацию с новым законом об НКО в России?

– Этот закон вызвал большую полемику. К счастью, в законопроект удалось в том числе и благодаря усилиям СЕ внести изменения. Впрочем, в Москве прислушались не ко всем рекомендациям из Совета Европы. В тексте остаются некоторые неясности. Но сейчас мы сосредоточились на том, как закон будет реализовываться. Надеюсь, что к НКО власти проявят уважение. Ведь они так важны.

– Одна из острых социальных проблем в России – беспризорные дети. Вы работали над решением этой проблемы в структурах ООН. Что можно сделать в этой связи в РФ?

– В ООН я много работал над соблюдением прав детей. Помню, что у нас были продолжительные дискуссии с представителями России на эту тему. Дети имеют права, которые государство должно уважать. Власти обязаны гарантировать, чтобы дети не росли, предоставленные сами себе, на улицах, как это имеет место в некоторых городах России. Ведь таким образом создается высокий риск, что малолетние граждане будут вовлечены в преступную деятельность. Необходимо вкладывать больше средств в уход за детьми, постараться обеспечить им условия, жилище.

– На днях появился доклад Европейской комиссии против расизма и нетерпимости – органа Совета Европы, специализирующегося в вопросах борьбы с расизмом, – в России. Как вы прокомментируете ситуацию?

– У меня сложилось впечатление, что расизм и нетерпимость в России – серьезная проблема. Есть также тенденция к росту антисемитизма и ксенофобии. Слишком большая часть населения испытывает античеченские и в целом антикавказские настроения. Власти обязаны жестко пресекать все преступления, в основе которых лежит ненависть, а также повышать культуру населения. В школах можно было бы лучше разъяснять общечеловеческие ценности. Существует и проблема уважения к представителям нетрадиционной ориентации. Эта группа также подвергается дискриминации. По этим проблемам необходимо вести дискуссии. И мы в Совете Европы готовы к этому.

– Что вы думаете в связи с этим по поводу решения московского мэра отказать в проведении запланированного гей-парада?

– Это грустная новость. Мирные демонстрации и шествия должны быть разрешены. Ведь речь идет о свободе собраний. В том случае, если демонстрация была запрещена из-за опасений, что безопасность участников не сможет быть обеспечена, появляются два вопроса. Во-первых, предоставили ли власти организаторам альтернативные предложения, чтобы гарантировать право свободно выражать свое мнение, – действительно, очень важно найти решение, которое одновременно обеспечит и безопасность, и свободу собраний. Второй вопрос – предпринимают ли власти необходимые действия, чтобы противостоять распространению предубеждений против людей нетрадиционной сексуальной ориентации, так как гомофобия является одной из форм ксенофобии и с ней нельзя мириться.

– Москва заявляет о нарушении прав русскоговорящих меньшинств в странах Балтии и в Крыму. Что вы намерены делать в этой области?

– Я намерен проследить за тем, как обращаются с русскоговорящими меньшинствами в странах Балтии. Это одна из моих задач. Эти государства в списке тех, которые я намерен посетить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2142
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1388
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1031
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1351

Другие новости