На днях на традиционной встрече председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина с редакторами местных СМИ журналисты напомнили ему о судьбе договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти России и Татарстана.
«Работа над договором завершена, – сообщил спикер. – Сейчас он находится на заключении в правительстве РФ. Документ прошел согласование всех заинтересованных федеральных органов, и препятствий для его подписания нет. Я думаю, что наш договор может быть подписан президентом России раньше, чем аналогичный документ с Чеченской Республикой». Передовикам, как известно, полагаются определенные преференции.
Правда, глава законодательной власти республики забыл уточнить, что именно такими словами он отвечает на вопрос журналистов о судьбе «Большого договора» с тех пор, как семь месяцев назад проект нового соглашения о разграничении полномочий РФ и Татарстана был принят Госсоветом республики и отправлен в администрацию президента России.
Ожидалось, что до февраля 2006 года договор будет рассмотрен Государственной Думой РФ. Потом в Казани с надеждой слушали ежегодное Послание Владимира Путина Федеральному собранию, полагая, что в нем будут обозначены проблемы федерализма, а, стало быть, президент скажет пару слов о судьбе документа, поскольку, как утверждали отдельные депутаты Госсовета Татарстана, «текст договора лежит на столе у Путина». Однако их коллега, имеющий непосредственное отношение к подготовке текста нового договора и согласованию его на уровне Приволжского федерального округа, Марат Галеев не уверен, что текст подписал председатель российского правительства Михаил Фрадков. Между тем только после того, как текст документа завизирует премьер-министр, проект договора ляжет на стол президента РФ, а потом будет отправлен в Госдуму.
Заметим, что с окончанием срока действия договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти (по сути, двух государств – России и Татарстана, так как на момент подписания данного документа в 90-х годах прошлого века Татарстан, как следовало из его Конституции образца 1992 года, был «субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией (Россией)»), всякие правовые отношения между этими государствами прекращались. Другими словами, законодательство России на территории Татарстана переставало действовать. Правда, после принятия в 2003 году поправок в Закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ», который давал два года на обновление ранее заключенных договоров, в 2005 году договор между РФ и Татарстаном потерял силу.
Сегодня Татарстан отстирал свою Конституцию добела. Ныне «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации», а также «Конституцией Республики Татарстан и договором о разграничении полномочий».
Последнее, впрочем, уже не имеет ровным счетом никакого значения. Главенство российского Основного закона на всей территории страны говорит само за себя. Даже глава республики Минтимер Шаймиев прошел процедуру подтверждения своих полномочий в Кремле. «Смена модели избрания высших должностных лиц субъектов Федерации наносит удар и по зданию российского федерализма», – считает политолог профессор Мидхат Фарукшин, утверждая, что «договор отменен совсем». Депутат Марат Галеев, впрочем, придерживается прямо противоположного мнения: «Договор будет подписан. Как скоро, неизвестно, поскольку бюрократическая машина движется очень медленно, но движется». Другое дело, что этот договор дает Татарстану. «Некую инаковость от других субъектов,– полагает Марат Галеев. – Конституция России на территории Татарстана признана договором, ибо наша республика в 1993 году за российскую Конституцию не голосовала. Договор позволит решать проблемы, которые возникают за рамками федерального законодательства».
В свое время Мухаметшин и прежний полпред в Приволжском округе Сергей Кириенко не раз заявляли, что камнем преткновения являются два вопроса: по языку (речь идет о латинице) и недропользованию. Язык, похоже, для Кремля не проблема, так как никак не влияет на отношения Москвы и Казани. Хотя, отвечая на вопрос «НГ», позволит ли договор решить проблему латиницы, Марат Галеев ответил: «Мы в процессе подготовки текста и длительных дискуссий ушли от ответа на этот вопрос, но Минтимер Шаймиев однозначно сказал, что он пока и не собирается переводить этот вопрос в практическую плоскость. Пока этот вопрос носит отложенный характер». Что касается нефти, то тут депутат был предельно лаконичен: «Татнефть» – это акционерное общество и принадлежит акционерам, пока господствует закон».