0
2110
Газета Политика Интернет-версия

27.04.2006 00:00:00

Уберите руки от Байкала!

Тэги: путин, байкал, транснефть, томск


путин, байкал, транснефть, томск Владимир Путин легким движением руки изменил один из главных энергетических маршрутов страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера Владимир Путин легким движением руки изменил схему строительства одного из главных энергетических проектов – нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Кроме очевидных проблем для «Транснефти» и положительных моментов для будущего Байкала, глава государства добился в преддверии саммита «большой восьмерки» значительного имиджевого эффекта. Если бы на совещании в Томске присутствовали экологи, они должны были бы устроить нескончаемую овацию – ради экологической безопасности Байкала буквально за несколько секунд проект стоимостью 6 млрд. 650 млн. долл. был скорректирован по желанию российского президента.

Дома наговоритесь

На совещании в принадлежащем «Томсктрансгазу» профилактории с главами регионов собрались главы регионов Сибирского федерального округа и представители экономического блока правительства. Глава государства прилетел поздно ночью, и, видимо, этим можно объяснить весьма значительное опоздание главы государства: губернаторы и чиновники ждали Путина более получаса. Припозднившийся президент начал с места в карьер, заявив, что программа развития Сибири, принятая в 2002 году, не привела к подъему региона. Путин сказал, что некоторые субъекты СФО наполовину зависят от финансовой помощи из Центра, а при общем росте ВВП в Сибири эти показатели снижаются.«Десятки ведомственных программ приводят к фрагментарным результатам»,– раздраженно сказал Путин и потребовал концентрировать ресурсы только на прорывных проектах.

Следующим докладчиком был министр регионального развития Владимир Яковлев. Внимательно слушая его сообщение, я так и не могла понять, в чем принципиальная новизна предлагаемых им мер по развитию Сибири. Этим недостатком, замечу, отличались и выступления других ораторов. В какой-то момент многие из моих коллег утратили основную мысль сообщения. Очевидно, что проблемы возникли и у главного слушателя. «Что будет нарастать?» – неожиданно переспросил Путин, когда министр окончательно убаюкал аудиторию. «Острота экологических проблем», – уточнил бывший губернатор Санкт-Петербурга. «И это будет препятствовать?..» – дальнейшая мысль чиновника также была непонятна президенту. «Это ничему не будет препятствовать, – совсем запутал главу государства Яковлев. – Ужесточаются требования к экологии как у населения, так и у международных организаций». Президент сделал пометку в блокноте. И никто не мог предположить, как совсем скоро будет развита экологическая тема.

Выступавший следом глава Минэкономразвития Герман Греф дополнил сообщения Яковлева страшной цифрой – за последние годы из Сибири уехало 200 тыс. человек. Путин сказал, что в документах, розданных участникам совещания, написано, что уменьшение количества населения может привести к сужению экономического баланса, к демографической экспансии и потере целостности страны. «Картина апокалипсиса совсем не обязательна к реализации. У нас есть не только все шансы, мы просто обязаны это сделать», – подчеркнул Путин. «Главная проблема┘ – президент сделал паузу и, посмотрев в сторону болтающих губернаторов, постучал в микрофон. – Дома наговоритесь!» «Главная проблема, пока данная тенденция будет сохраняться, инвестиции будут уходить в другие страны», – наконец закончил мысль глава государства.

Президент учинил перекрестный допрос

«Семен Михайлович, пожалуйста, о планах компании», – передал Путин слово главе «Транснефти». Вайншток аккуратно доложил, откуда, куда и в какие сроки будет проведено строительство ВСТО. «Данный проект является беспрецендентным для России, – говорил глава «Транснефти». – Особый упор сделан на проведение природоохранных мероприятий». Возникновение внештатных ситуаций, по словам бизнесмена, является «запроектным», загрязнение озера – «невероятным», а к аварии может привести только «многовекторное стечение ряда обстоятельств».

Бодрый отчет президента «Транснефти» был нарушен ремаркой президента России. «Какова стоимость проекта?» – полюбопытствовал президент. «6 миллиардов 650 миллионов долларов», – ответил Вайншток. «На каком расстоянии от берега Байкала должна пройти труба?» – «800 метров от берега».

Путин начал перекрестный допрос. «Владимир Иванович, на каком расстоянии проходит железная дорога?» – обратился он к главе ОАО «РЖД» Владимиру Якунину. «Расстояние десятикратно меньше, чем то, которое называл Семен Михайлович». «И железная дорога проходит по самому берегу?» – снова спросил Путин. «Ну, нет», – замялся Якунин. «Ну, практически», – заверил железнодорожника президент. Вайншток поспешил уточнить, что возможность аварии в результате прокачки нефти по трубе в сотни раз меньше, чем при перевозке по железной дороге.

Страсти вокруг 40-километрового участка ВСТО в северной части Байкала накалялись. Слово было передано вице-президенту РАН Николаю Лаверову. Академик вышел к карте и стал объяснять буквально на пальцах. «Среди сейсмологов имеются соображения провести трубу несколько севернее. Здесь есть одна опасность – оползневые зоны, а пока мы от них защиты не имеем. Надо начинать строить, но в процессе строительства еще есть возможности внести коррективы», – осторожно заметил ученый. И привел последний убийственный аргумент: «Система будет работать. Но на 50 лет есть 1% вероятности 10-балльной сейсмической активности».

К карте вышел Путин. Академик и президент стали обсуждать возможные пути. Пространства для отступления, впрочем, было мало – севернее только горы. Каждая секунда их разговора, казалось, делала проект «Транснефти» на сотни тысяч долларов дороже. Вайншток нервно направился к карте. «Владимир Владимирович, вы меня поставили в тупик!» – взволнованно заговорил глава государственной монополии.

«Я чувствую, вы заколебались»

«Я чувствую, если вы заколебались, значит, такая возможность (загрязнения Байкала. – «НГ») есть», – наконец поймал бизнесмена президент. И сразу предложил свой вариант: начать строить трубу (что планируется сделать уже в эту пятницу), а тем временем разрабатывать новое ТЭО 40-километрового участка севернее Байкала. «Причем трасса должна пройти севернее той зоны, которая обозначена на сегодняшний день, – не терпящим возражения тоном изрек Путин. – На том и договорились».

Заметим, что буквально несколько дней назад Вайншток заявил, что удлинение трубы на 900 км сделает проект нерентабельным. Вероятно, чтобы не довести главу «Транснефти», уже сводящего в голове дебет с кредитом, до инфаркта, глава государства решил объяснить свою позицию. «Я исхожу из того, что если есть хотя бы 1%, мы должны подумать даже об этом проценте», – уже спокойно произнес президент. «Почему я сомневаюсь┘ Скорее всего много севернее┘», – хотел было объяснить главе государства руководитель «Транснефти», что там вообще-то горы. «А я же сказал – севернее. А где севернее, это принципиального значения не имеет», – заметил Путин так легко, как будто речь шла о разбивке цветника в загородной резиденции.

Подводя итоги совещания, Путин вновь вернулся к теме ВСТО, словно ради этой темы и собрали высокопоставленное совещание. «Работу останавливать нельзя, – сделал важное замечание Путин и предложил подумать о перерабатывающих предприятиях. «НПЗ на границе будет стоит 60–80 миллиардов рублей. Полагаю, «Роснефть» могла приступить к строительству уже в этом году», – отметил глава государства. «И что касается самого чувствительного вопроса┘. Если есть хоть малейшая доля опасности, то мы, думая о будущих поколениях, должны не минимизировать ее, а исключить», – сказал президент, еще раз подчеркнув, что труба должна пройти севернее линии водозабора озера Байкал.

После окончания совещания президент «Транснефти» объяснил журналистам, что не был готов к такому повороту событий и решение в корне меняет экономику проекта. Он отказался назвать сумму, на которую может подорожать строительство. «Мне надо все переварить и осознать», – заметил Вайншток, добавив, правда, что эффект может быть «мультипликационным». Из-за приближения трубопровода к месторождениям, стоимость для нефтедобывающих компаний строительства ответвлений к ВСТО может быть снижена, а стоимость тарифов на прокачку – увеличена. «Почему нельзя было сразу разработать этот маршрут?» – поинтересовалась корреспондент «НГ». «Мы были совершенно убеждены в безопасности проекта», – сказал мне Вайншток. «Значит, президент вам не поверил?» – уточнила корреспондент «НГ». «Если вы трактуете решение президента таким образом, значит, вы правы». «Я солдат, а президент – главнокомандующий. Его приказы не обсуждают», – описал президент «Транснефти» свои отношения с президентом России.

Томск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
606
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2326
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1538
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1167

Другие новости