Патриарх доложил главе государства, что у граждан есть все.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В пасхальную ночь Церковь продемонстрировала беспредельную лояльность светской власти. «Помолимся о господине президенте!» – возгласил один из дьяконов храма Христа Спасителя по возвращении крестного хода. Так не было ни на одном из пасхальных богослужений, сказала мне одна из прихожанок. А Алексий II сообщил главе государства, что его паства абсолютно счастлива и ни в чем не нуждается.
Светская власть, в свою очередь, показала миллионам верующих еще одного потенциального преемника – всю Пасхальную заутреню за правым плечом президента стоял глава РАО «РЖД» Владимир Якунин, достойно справившийся с задачей по доставке Благодатного огня из Иерусалима. Заметим, что Дмитрия Медведева, обычно присутствующего на Пасхальной заутрене в главном храме страны, на этот раз не было. Так среди преемников сложилось разделение обязанностей: кого-то бросили на нацпроекты, кого-то – на армию, а кого-то отправили за благодатным огнем. Вспомнилась народная сказка о царе и трех сыновьях: кто привезет молодильных яблок и живой воды – тому полцарства.
Путь желавших встретить Светлое Христово Воскресение в главном храме страны был непростым. Ближайший к храму выход из метро «Кропоткинская» был перекрыт, а у противоположного толпа несчастных голосила: «Нет ли у вас лишнего билетика?» «Билетиком» называли пригласительные билеты, которые распространяли среди прихожан и VIP’ов. Последний мирской редут перед входом в храм – три металлические рамки. Преодолевшим его открывалась прямая дорога в ХХС. Уже в 10 вечера храм был полон – огромное число бабушек-прихожанок стояли, бросив прямо под ноги пакеты с вещами. В результате главный храм страны отчасти напоминал не то вокзал, не то рекламу ведущих супермаркетов страны.
Ближе к одиннадцати в храм стали прибывать VIP’ы. На специальном огороженном от обычных прихожан канатиком месте справа от алтарной части стали собираться заместители мэра Юрия Лужкова. В первый ряд встал знаменитый полярник депутат ГД Артур Чилингаров. В одиннадцать подошел представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и сразу поднялся к алтарю, чтобы побеседовать с Патриархом Алексием II, еще не успевшим переоблачиться в священные одежды. Вскоре появился и министр регионального развития Владимир Яковлев – вел себя скромно, в первые ряды не лез, как и его коллега по Белому дому министр культуры Александр Соколов. Зато, мягко говоря, неприлично вел себя лидер ЛДПР Владимир Жириновский, раздававший автографы и деньги.
Вскоре храм облетела весть о приближении делегации с Благодатным огнем. Охрана стала готовиться к крестному ходу, расчищая проход. Верующие неохотно теснились. Пара бабушек оказала легкое сопротивление. Тем временем VIP’ы распределяли свечки и делились бумажками, дабы не запачкать руки воском. Из боковых дверей алтаря появился Владимир Якунин и троекратно поцеловался с Полтавченко и Лужковым.
Алексий II возвестил о том, что Благодатный огонь прибыл в храм. Начался крестный ход. За Патриархом и священнослужителями в торжественных облачениях из храма вышла процессия мужчин в темных костюмах. Шествие чиновников возглавили представители московской мэрии, глава РЖД и представитель президента в ЦФО. Лишь один министр регионального развития почему-то сиротливо остался стоять за канатиком. Через открытые Царские врата можно было видеть, как в алтарной части храма ведут светскую беседу руководитель президентской администрации Сергей Собянин и глава Белого дома Михаил Фрадков. Ближе к полуночи они вышли на клирос. Вскоре к ним присоединился президент.
Стрелки часов в алтарной части собора неумолимо двигались к двенадцати, а крестный ход все не возвращался. Уже настала пора возвестить о воскресении Христовом, а процессии все не было. Три первых лица государства не теряли времени зря, что-то весело обсуждая. Наконец крестный ход вернулся – в храм подул свежий ветер с улицы. Путин и Фрадков словно по команде прикрыли рукой свечи. Президент с опаской посмотрел на свечу главы своей администрации и что-то прошептал на ухо Фрадкову. Премьер тут же спустил команду дальше: Собянин тут же прикрыл пламя рукой.
Тем временем Алексий трижды возвестил о воскресении Иисуса Христа. «Воистину воскресе!» – произнесли присутствующие в храме, включая VIP-посетителей. Прочитав пасхальное Слово святого Иоанна Златоуста, Алексий II обратился к Владимиру Путину. «В этот радостный, светлый, торжественный праздник Пасхи Христовой сердечно поздравляю вас, ваше превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович», – начал свою речь Патриарх. «И ваших соратников, – сделал он паузу, словно вспоминая, кто из соратников стоит рядом с президентом. – И желаю, чтобы Воскресший Господь укрепил вас в подвиге, который вы совершаете на благо Божие». Патриарх доложил главе государства, как накануне объезжал православные храмы. «Видел, как люди несут куличи, пасхи, пасхальные яйца, – сообщил Патриарх. – Сегодня на вопрос, все ли у них есть для жизни, они отвечают: «Все есть». Еще несколько лет назад не чувствовалось такого оптимизма и сознания того, что есть все необходимое для жизни».
Это было ответственное заявление – у меня сразу возникло как минимум два вопроса к первоиерарху Церкви: находятся ли храмы, которые он посещал, внутри Садового кольца или на Рублевском шоссе и не было ли среди его собеседников кого-то из стоящих на специально огороженном канатиком месте?