Скандальная история, главным фигурантом которой оказался военный атташе российского посольства в Праге полковник Александр Скетин, всплыла вчера в Чехии благодаря публикации в газете Mlada fronta Dnes. По ее данным, 12 апреля в Праге Александр Скетин был задержан чешскими полицейскими. Задержанию предшествовала встреча российского подданного с директором Института противоядерной, противохимической и противобиологической защиты Станиславом Брадкой в чешском городе Пршибрам.
Полковник Александр Скетин пригласил ученого на обед, во время которого, как утверждает газета, принимал крупные дозы спиртного, попутно выясняя некоторые биографические данные руководителя института. Станислав Брадка в свое время участвовал в устранении последствий чернобыльской катастрофы. Российский полковник, по сведениям издания, интересовался подробностями не только прошлой, но и настоящей деятельности руководителя научного учреждения, причем делал это очень напористо, открыто выражая недовольство ответами приглашенного на обед гостя.
А когда Станислав Брадка отказался отвечать на вопросы Александра Скетина, последний, как утверждают чешские журналисты, начал выкрикивать ругательства в адрес чехов, после чего, видимо, потеряв контроль над собой, напал на полицейский патруль, за что и был задержан.
Теперь стоит вопрос высылки российского военного атташе из Чехии – чешский МИД уже затребовал объяснения у российской стороны. Причем, как отмечает Mlada fronta Dnes, вопросы к Александру Скетину имеются не только у внешнеполитического ведомства, но и у чешской службы контрразведки BIS, чьи представители утверждают, что Прага давно стала центром активной деятельности российской военной разведки.
Вчера в российском посольстве в Праге отказывались комментировать происшествие, ссылаясь на то, что это должен делать пресс-атташе, который отсутствовал. Не удалось «НГ» прояснить ситуацию и в российском МИДе. Оперативнее всех отреагировало на публикацию чешской газеты Минобороны РФ. Начальник управления внешних сношений военного ведомства генерал-лейтенант Владимир Федоров сообщил радио «Маяк», что сейчас идет разбирательство всех обстоятельств происшедшего и результаты будут известны в ближайшее время. Тем не менее генерал заявил, что «инцидент является не чем иным, как провокацией и военно-политическими интригами с чешской стороны».
Такой версии придерживаются и некоторые бывшие сотрудники российских разведслужб. «Действия чешской полиции очень напоминают провокацию, – сообщил обозревателю «НГ» бывший сотрудник ГРУ контр-адмирал Олег Кустов. – Подобные случаи время от времени происходят в различных странах. Как правило, они имеют политическую подоплеку и происходят в ответ на какие-то действия страны принадлежности дипломата или для нагнетания обстановки. Я не думаю, чтобы военный дипломат ни с того ни с сего ударил полицейского, как сообщают чешские СМИ. Атташе – это очень грамотный народ, хорошо знающий законы». Он также подчеркнул, что дипломаты такого ранга практически не занимаются получением информации при личных встречах с гражданами страны пребывания – они заняты представлением российского Минобороны и решают различные военно-дипломатические вопросы (см. справку).
Военный атташе
Военный атташе – дипломатический ранг, официальное лицо, причисленное к дипломатическому корпусу как военный специалист и представляющее свои вооруженные силы перед Министерством обороны страны пребывания. Военные атташе, их заместители и помощники являются официальными представителями военного ведомства иностранного государства. Пользуются всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными международными договорами. В своей деятельности они руководствуются Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года.
Все контакты с Министерством обороны, органами управления, воинскими частями═ страны пребывания военные атташе осуществляют через управление международного сотрудничества. Могут делать официальные запросы по поводу различной служебной информации. Встречи с офицерами вооруженных сил страны пребывания, как правило, предварительно согласовываются═ и проходят в специально предусмотренных местах. Воинские части, места проведения учений и другие военные объекты военные атташе посещают по приглашению или по специальному разрешению в сопровождении представителей Минобороны.
Военные атташе носят свою военную форму на протокольных и официальных мероприятиях, во время различных церемоний, при посещении воинских частей и других военных объектов.
Иностранные дипломаты, обвиненные в шпионской деятельности в отношении России за последние 5 лет
21 января 2006 года ФСБ РФ заявила о разоблачении 4 британских разведчиков, которые работали под прикрытием посольства Великобритании в Москве. Шпионами оказались 4 британских дипломата – помощник официального представителя британской разведки в России Пол Кронтон, второй секретарь посольства Марк Доу и секретари-архивисты Кристофер Пирс и Эндрю Флемминг. Гражданин России, который работал на британскую разведку, по словам сотрудников ФСБ, задержан и дал признательные показания. Однако его имя, равно как и другие личные данные, до сих пор не названо. Что именно интересовало британскую разведку, также не сообщалось. Английских дипломатов не объявляли персонами нон грата, и они до сих пор работают в России.
29 ноября 1999 года сотрудники ФСБ задержали в Москве второго секретаря посольства США в РФ Черри Либернайт. 1 декабря представителю посольства США в РФ вручена нота протеста МИД РФ связи с проведением «шпионской акции, наносящей ущерб безопасности России». Черри Либернайт объявлена персона нон грата и покинула Москву. Высылка Либернайт стала ответом Москвы на высылку из США второго секретаря посольства России Станислава Гусева. Он был обвинен в сборе информации с подслушивающего устройства, установленного в Госдепартаменте США.
Июнь 1999 года. Российскими властями объявлен персоной нон грата и выдворен из страны помощник американского военного атташе в Москве подполковник Пит Хоффман. Военные источники газеты «Вашингтон таймс» не исключили, что объявление дипломата персоной нон грата является ответом на выдворение из США одного из российских дипломатов, работавшего в Нью-Йорке.
Шпионские скандалы с участием россиян
В 2000 году после встречи с одним из российских дипломатов был задержан офицер японских ВВС, которого обвинили в шпионаже в пользу России. 38-летний капитан 3-го ранга Шигехиро Хагисаки признал свою вину в том, что в течение года передавал сотрудникам российского посольства в Токио сведения, за которые ему платили деньги и даже угощали обедами в дорогих ресторанах.
В 2002 году шведские власти намеревались выдворить из страны двух российских дипломатов. Причиной стал шпионский скандал в компании Ericsson, занимающейся производством телекоммуникационного оборудования.
В 2004 году Латвия объявила персоной нон грата российского дипломата, обвинив его в попытке незаконным путем получить сведения о военной структуре НАТО. Дипломату было предписано покинуть страну в течение 72 часов.
В 2005 году службы безопасности Германии обвинили в шпионской деятельности сотрудника консульства в Гамбурге Александра Кузьмина. Сотрудники Ведомства по охране Конституции установили, что Кузьмин неоднократно встречался с завербованным им агентом – офицером бундесвера – с целью приобретения секретных документов о новейших системах вооружения и связи.
В 2006 году в Швеции по подозрению в шпионаже задержан российский биолог Андрей Замятнин, работавший по контракту в сельскохозяйственном университете города Уппсала. Ученый освобожден из-под стражи только 7 апреля, через полтора месяца после ареста. Шведские спецслужбы так и не объяснили, как и на какую страну именно мог шпионить россиянин.