По сравнению с предыдущими встречами Путину пришлось пожать вместо четырех пять рук.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
«Как, по росту или по алфавиту встанем? Если по росту, то я первый», – устраивал традиционное шоу Владимир Жириновский, когда лидеры фракций выстроились в Представительском кабинете Кремля. Путин (стоит ли упоминать о том, что президент снова опоздал) начал традиционную церемонию рукопожатия, как и следовало ожидать, с лидера «Единой России». Либерал-демократ в итоге занял почетное второе место. По сравнению с предыдущими встречами Путину пришлось пожать вместо четырех пять рук. Вместо одного Дмитрия Рогозина на этот раз в Представительский кабинет Кремля пришли представители целых двух «Родин»: лидер фракции «Родина» со сложным подназванием (СЕПР-«Народная воля») Сергей Бабурин и неприметный мужчина в светло-сером костюме – лидер просто «Родины» Александр Бабаков. К последнему, впрочем, скорее подходит определение «финансовый лидер».
Раздвоения в глазах у Путина не случилось. Он без особых эмоций совершил традиционный рукопожатный ритуал и пригласил гостей присесть. «Практически регулярно мы с вами в таком формате встречаемся», – начал президент, словно не обнаружив раздвоения одной из партий. Путин, правда, пояснил, что под традиционным форматом он имеет в виду случающиеся обычно весной встречи. Текст ежегодного обращения к политической элите на этот момент уже обычно практически готов. Но чтобы этой элите не было обидно, ее для ощущения сопричастности к великому тексту все равно просят внести свои предложения. Ничего необычного не произошло и на этот раз. Глава государства сказал, что «ежегодное послание находится в заключительной стадии» и предложил лидерам фракций внести свои предложения, которые, как он надеется, «удастся реализовать».
Путин поблагодарил депутатов за создание «финансовых основ для реализации национальных проектов» и выразил надежду, что «депутатский контроль за ними будет продолжен». «Немало сделано для того, чтобы продолжить работу по созданию правых основ и институтов┘» – тут президент сделал паузу. Несколько секунд понадобилось Путину, чтобы вспомнить, что в прошлом году он и представители законодательной власти старательно укрепляли институты именно демократии. В качестве примера глава государства почему-то привел Закон «О парламентском расследовании», положения которого пришлись не по вкусу многим представителям депутатского корпуса. Они, напомним, сочли, что если этот документ что-то и укрепляет, то точно не демократические нормы, и роль парламентского расследования приобретает декоративный характер. «Знаю, у вас на рассмотрении находится законопроект «О порядке рассмотрения обращений граждан», – заметил президент и выразил надежду, что этот документ будет противостоять «негативному влиянию бюрократии».
Далее глава государства перешел к следующему актуальному вопросу. «Впереди принятие бюджета┘» – сказал Путин, хитро посмотрев на лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Коммунист густо покраснел. «Бюджет всегда проходит рассмотрение в парламенте с особой тщательностью┘ – продолжил президент, снова пристально посмотрев на Зюганова, – и принимается в дискуссиях». Если последнюю часть фразы можно было назвать правдивой применительно к 90-м годам, то относительно первой лично у меня были большие сомнения. Ведь буквально на днях на заседании Совета по нацпроектам глава образовательного ведомства Фурсенко вскрыл ужасный факт: в результате депутатской «деятельности» без президентских доплат остались более 80 тыс. учителей. Видимо, это и произошло благодаря «тщательному» депутатскому рассмотрению. В продолжение бюджетной темы Путин еще произнес весьма насыщенную смыслом фразу о том, что бюджет – «это главный финансовый документ, который определяет развитие страны на ближайшее время». Очевидно, без ремарки главы государства лидеры парламентских фракций могли и не вспомнить об этом существенном аспекте.
«Вот круг вопросов, который мне хотелось бы с вами обсудить, – миролюбиво предложил президент тоном, которым обычно говорит психотерапевт членам группы психологической релаксации. – Любые вопросы, которые вы сочтете актуальными, мы тоже с вами рассмотрим, как мы с вами традиционно и делаем». В качестве тем, в которых «пожелания и предложения» представителей законодательной власти могли быть также полезными, Путин также назвал председательство России в «большой восьмерке». «Это уникальный формат, который дает нашей стране поднять любые вопросы, которые мы считаем актуальными», – объяснил представителям фракций Путин важность предстоящего саммита в Санкт-Петербурге. Все гости Путина, за исключением развалившегося в кресле Жириновского, жадно внимали каждому слову главы государства.