Своеобразный подарок сделали России ко Дню космонавтики Соединенные Штаты – главный партнер нашей страны по программе Международной космической станции (МКС). По мнению США, если кто-то и может оспорить американское лидерство в космосе, то это Китай, а не Россия. Члены палаты депутатов Конгресса выразили серьезную озабоченность тем, что Поднебесная может высадить своих астронавтов на Луне в 2017 году – за год до того, как это, по самым оптимистичным прогнозам, может сделать американское аэрокосмическое агентство НАСА.
«Если Китай опередит нас здесь, то нашей космической программе наступит конец», – заявил Фрэнк Вулф, руководитель подкомитета по закупкам в палате представителей Конгресса США, осуществляющего надзор за деятельностью НАСА. «Мы находимся в состоянии космической гонки, о которой американская общественность ничего не знает»,– подчеркнул член той же палаты Том Дилэй.
Перспектива превращения Китая в ведущую мировую космическую державу так напугала конгрессменов, что они посвятили данному вопросу большую часть парламентских слушаний по бюджету НАСА, состоявшихся 30 марта в вышеупомянутом подкомитете. Напомним, что на 2007 год агентство запросило 16 792 млрд. долларов; 3 млрд. из этой суммы, или на 75% больше, чем в прошлом году, будет потрачено на создание CEV – нового американского «Пилотируемого исследовательского корабля». Радикальное увеличение расходов на CEV – до 7,7 млрд. в год предусмотрено лишь в 2011 году, когда НАСА перестанет тратить средства на эксплуатацию шаттлов, отправив их в «отставку». Но, по мнению законодателей, в свете космических успехов Китая этой суммы явно недостаточно. «Мы 40 лет лидировали в космосе, а теперь сдаем позиции, – отметил Дилэй. – И при этом торгуемся из-за 3–5 миллиардов. Это просто невероятно».
Основания для подобных панических настроений у американских конгрессменов есть. Как отметил глава НАСА Майкл Гриффин, если в рамках государственной космической программы США работают 75 тыс. человек, то в рамках китайской – 200 тыс. По словам Луо Ге, заместителя главы Китайского национального космического управления, в течение ближайших пяти–восьми лет Поднебесная запустит в космос порядка 100 спутников. Эти аппараты будут предназначены для решения задач в пяти сферах космической деятельности: телекоммуникация, метеорология, дистанционное зондирование Земли, отработка возвращения с орбиты капсул с грузом экспериментов, а также демонстрация новых технологий.
При том что Китай уже разработал 12 типов ракет-носителей, он в настоящее время создает машину нового поколения – повышенной надежности, работающую на экологически чистом топливе, способную вывести 25 т на околоземную и 15 – на стационарную орбиту. Первый полет этого носителя запланирован на 2011 год.
В области пилотируемой космонавтики достижения Китая также несомненны. За четырьмя беспилотными полетами кораблей типа «Шеньчжоу», осуществленными в 1999–2002 годах, состоялся успешный пилотируемый полет одноместного «Шеньчжоу-5» в октябре 2003 года, а в октябре 2005 года – двухместного «Шеньчжоу-6». К 2015 году, по словам Луо Ге, Поднебесная освоит орбитальные стыковки кораблей, выходы в открытый космос, а также построит обитаемую околоземную станцию. Что касается Луны, то к 2012 году первый китайский автоматический аппарат совершит посадку на ее поверхность. На планах высадки своего представителя на Селену во второй половине следующего десятилетия Поднебесная пока предпочитает внимание не заострять, ограничиваясь лишь тем, что подтверждает свое намерение получить в 2017 году образцы лунного грунта, доставленные китайским беспилотным аппаратом.
Одна из главных целей космической деятельности Китая, подчеркнул Луо Ге, – способствовать социально-экономическому прогрессу страны. О другой цели, преследуемой Китаем за пределами атмосферы, сказал руководитель НАСА Гриффин, когда отметил, что достижения этой страны в космосе «вызвали к ней колоссальное уважение в мире». «Это не угроза, но явный вызов», – так оценил космические победы и замыслы Китая Роберт Уокер, бывший член палаты представителей США, который руководил Национальным космическим симпозиумом, прошедшим в начале апреля этого года в американском городе Колорадо-Спрингс.
Можно, конечно, махнуть рукой на мнение конгрессменов США, считающих, что Китай уже обошел Россию в космосе. Можно в очередной раз протрубить победные реляции по поводу успешного старта и посадки корабля «Союз», попутно напомнив всему миру, что пока это единственное средство доставки экипажей на МКС, или радостно отрапортовать о запуске очередного модуля к станции. Нельзя лишь отмахнуться от того факта, что в следующем году кораблю «Союз» пойдет пятый десяток лет, одноименному носителю для него – шестой, а околоземные комплексы Россия разрабатывает и строит уже почти сорок лет. И если в обозримом будущем тенденция «все оставить как есть» сохранится в отечественной космической отрасли, то третьей в списке космических держав за США и Китаем будет Индия, нивелировав достижения России в космосе – то единственное, что еще позволяет говорить о нашей стране как о технологической, а не сырьевой державе.