В конце прошлой недели Владимир Путин провел второе заседание Совета по национальным проектам. По словам главы государства, за четыре месяца со времени предыдущей встречи было «кое-что сделано». Президента особо порадовал тот факт, что доплаты учителям за классное руководство и медицинскому персонала первичного звена «дошли адресно». «Думаю, что многие из них почувствовали реальную отдачу от этих национальных проектов», – сказал глава государства. А глава Минсоцздрава Михаил Зурабов предложил еще поднять зарплаты работникам «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Вероятно, они тоже должны почувствовать, что такое кремлевский коммунизм.
Между тем еще в начале 2004 года ко мне в руки попали предложения рабочей группы по удвоению ВВП под руководством нынешнего помощника президента Игоря Шувалова. Сейчас мало кто вспоминает и о факте существования самой группы, и о поставленной президентом чуть менее за год до своего переизбрания задаче по удвоению ВВП. Примерно год-полтора высокие государственные мужи спорили, можно ли удвоить экономический рост в стране за указанный главой государства срок. Как ранее заявлял в интервью «НГ» Андрей Илларионов, для того чтобы добиться роста ВВП к 2010 году, экономика начиная с 2004 года должна была в среднем расти на 8% в год. Никаких перспектив для достижения этих показателей нет. В итоге в прошлом году одна сверхзадача была аккуратно заменена на другую – народу были представлены национальные проекты.
В России, замечу, власть и общество любыми путями хотели бы забыть «совок», но советская методология оказалась снова востребованной. Советский Союз не раз предлагал людям бросить все силы на решение сверхзадачи: в 60-е Никита Хрущев пообещал, что уже через 20 лет советский народ будет жить при коммунизме. Задача, надо отметить, планомерно проводилась в жизнь. В редакционной статье от 8 апреля 1971 года, посвященной XXIV съезду партии, «Правда» писала: «Благо народа – высшая цель экономической политики партии. Планы партии, слово партии вдохновляют и мобилизуют миллионы строителей коммунизма, еще выше поднимают их революционный энтузиазм, идейную убежденность, оптимизм в борьбе за достижение великой и светлой цели». Здесь, как говорят, излишни любые комментарии.
Коммунизм в результате, как тогда шутили, ощутили только участники и гости Олимпиады-80. Но неудача строителей коммунизма не заставила их последователей отказаться от строительства амбициозных планов: в 80-е Михаил Горбачев пообещал каждой советской семье отдельную квартиру к 2000-му. К этому времени не оказалось ни СССР, ни отдельных квартир, ни КПСС, ни Горбачева на посту генсека. Только люди по-прежнему ютились в малогабаритных квартирах и бараках. Разумеется, ничего общего с реформой системы или даже отдельных ее составляющих эти предложения не имели. Это были, скорее, некие психологические установки, позволяющие людям жить, надеяться и верить и, разумеется, всеми силами души поддерживать власть. Не удивительно, что после такого «опыта» лишь немногие граждане заподозрили нынешнюю власть, занятую реализацией нацпроектов, в заботе о народном благе. Согласно мартовским опросам Юрия Левады, таковых оказалось лишь 19%, зато 41% решили, что главная цель нацпроектов – снятие социальной напряженности в обществе.
Интуиция народ не подвела. Ничего общего не имеет с реформой здравоохранения и соответствующий национальный проект. Вернусь к материалам рабочей группы по удвоению ВВП. Документ достаточно четко говорил, что «реформа здравоохранения должна включать два основных блока – модернизацию системы финансирования и оптимизацию структуры здравоохранения (медицинской помощи и сети учреждений)». В качестве основных проблем системы помимо очевидной – низкой доступности и качества квалифицированной медицинской помощи и низких зарплат работников здравоохранения – назывались еще и «неэффективное использование ресурсов, консервирующее устаревшую и избыточную сеть медицинских учреждений». Авторы реформы надеялись, что принцип «деньги следуют за пациентом» заставит медиков улучшить качество работы, а «средства, высвобожденные в результате оптимизации системы здравоохранения, станут существенным «инвестиционным» ресурсом отрасли». В Послании-2004 Путин прямо сказал, что от «сметного принципа содержания медицинских учреждений» нужно перейти «к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи».
Чтобы реализовать задуманное, нужно было провести очень болезненную реформу системы здравоохранения. А вместе с ней – реформировать бюджетную сферу как таковую. Преобразования позволили бы как минимум оптимизировать госрасходы, а как максимум – их значительно сократить. И тем самым, как показывает пример многих успешных стран, значительно повысить темпы роста. Первой ласточкой была монетизация льгот. Но, вероятно, именно ее печальный опыт, а также возможные протесты самих бюджетников испугали Кремль и правительство. В результате опять получился коммунизм среди отдельно взятых категорий – работникам первичного звена здравоохранения просто раздали деньги. Не беря во внимание ни стаж, ни квалификацию, ни, тем более, качество работы. Коммунизм ведь и в СССР понимали буквально – когда все есть, а работать не надо.
Теперь счастье посетило работников «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Интересно, будут ли дополнительные 5 тыс. руб. в месяц (для специалистов с высшим образованием) или 3,5 тыс. (для фельдшеров) достаточной суммой для того, чтобы работники «скорой» отказались от существующей системы взимания денег с пациентов? Думаю, что нет. И уж точно это не заставит повысить профессиональную квалификацию тех работников, которые явно в этом нуждаются. Приведу личный пример: после прививки у моего сына, которому на тот момент было 9 месяцев, поднялась температура до 39 с лишним, а личико покрылось сыпью. «Скорую» вызывали дважды. Один из приехавших «специалистов» ничтоже сумняшеся поставил диагноз: «Это ОРЗ, а лицо комары покусали».
После пятничного выступления Путина стало понятно, что в Кремле по крайней мере не оставили надежду провести непопулярные, но важные реформы. «Проектные меры должны стать стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях. Однако значимых структурных сдвигов здесь пока не происходит», – признал президент. Одной из «главных составляющих отраслевой модернизации» он назвал «тесную увязку результатов работы учреждений с объемами, порядком, качеством их финансирования». Президент дал понять, что реформы в будущем возможны: «Собственно говоря, проекты предоставляют возможность провести масштабный эксперимент».
Результаты «масштабного эксперимента» зависят от многих людей, включая губернаторов, от которых Путин в пятницу потребовал личного контроля за выполнением нацпроектов. А вот превращение масштабного эксперимента в масштабную реформу – от личной смелости и государственной позиции человека, которому предстоит занять кремлевское кресло в 2008 году. Так что не исключено, что Дмитрию Медведеву, чей политический ресурс прямо зависит от успеха кремлевских проектов, предстоит трудный выбор.