0
986
Газета Политика Интернет-версия

10.04.2006 00:00:00

Кремлевский коммунизм

Наталья Меликова

Об авторе: Наталья Михайловна Меликова - обозреватель отдела политики "НГ".

Тэги: путин, нацпроекты, совет


В конце прошлой недели Владимир Путин провел второе заседание Совета по национальным проектам. По словам главы государства, за четыре месяца со времени предыдущей встречи было «кое-что сделано». Президента особо порадовал тот факт, что доплаты учителям за классное руководство и медицинскому персонала первичного звена «дошли адресно». «Думаю, что многие из них почувствовали реальную отдачу от этих национальных проектов», – сказал глава государства. А глава Минсоцздрава Михаил Зурабов предложил еще поднять зарплаты работникам «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Вероятно, они тоже должны почувствовать, что такое кремлевский коммунизм.

Между тем еще в начале 2004 года ко мне в руки попали предложения рабочей группы по удвоению ВВП под руководством нынешнего помощника президента Игоря Шувалова. Сейчас мало кто вспоминает и о факте существования самой группы, и о поставленной президентом чуть менее за год до своего переизбрания задаче по удвоению ВВП. Примерно год-полтора высокие государственные мужи спорили, можно ли удвоить экономический рост в стране за указанный главой государства срок. Как ранее заявлял в интервью «НГ» Андрей Илларионов, для того чтобы добиться роста ВВП к 2010 году, экономика начиная с 2004 года должна была в среднем расти на 8% в год. Никаких перспектив для достижения этих показателей нет. В итоге в прошлом году одна сверхзадача была аккуратно заменена на другую – народу были представлены национальные проекты.

В России, замечу, власть и общество любыми путями хотели бы забыть «совок», но советская методология оказалась снова востребованной. Советский Союз не раз предлагал людям бросить все силы на решение сверхзадачи: в 60-е Никита Хрущев пообещал, что уже через 20 лет советский народ будет жить при коммунизме. Задача, надо отметить, планомерно проводилась в жизнь. В редакционной статье от 8 апреля 1971 года, посвященной XXIV съезду партии, «Правда» писала: «Благо народа – высшая цель экономической политики партии. Планы партии, слово партии вдохновляют и мобилизуют миллионы строителей коммунизма, еще выше поднимают их революционный энтузиазм, идейную убежденность, оптимизм в борьбе за достижение великой и светлой цели». Здесь, как говорят, излишни любые комментарии.

Коммунизм в результате, как тогда шутили, ощутили только участники и гости Олимпиады-80. Но неудача строителей коммунизма не заставила их последователей отказаться от строительства амбициозных планов: в 80-е Михаил Горбачев пообещал каждой советской семье отдельную квартиру к 2000-му. К этому времени не оказалось ни СССР, ни отдельных квартир, ни КПСС, ни Горбачева на посту генсека. Только люди по-прежнему ютились в малогабаритных квартирах и бараках. Разумеется, ничего общего с реформой системы или даже отдельных ее составляющих эти предложения не имели. Это были, скорее, некие психологические установки, позволяющие людям жить, надеяться и верить и, разумеется, всеми силами души поддерживать власть. Не удивительно, что после такого «опыта» лишь немногие граждане заподозрили нынешнюю власть, занятую реализацией нацпроектов, в заботе о народном благе. Согласно мартовским опросам Юрия Левады, таковых оказалось лишь 19%, зато 41% решили, что главная цель нацпроектов – снятие социальной напряженности в обществе.

Интуиция народ не подвела. Ничего общего не имеет с реформой здравоохранения и соответствующий национальный проект. Вернусь к материалам рабочей группы по удвоению ВВП. Документ достаточно четко говорил, что «реформа здравоохранения должна включать два основных блока – модернизацию системы финансирования и оптимизацию структуры здравоохранения (медицинской помощи и сети учреждений)». В качестве основных проблем системы помимо очевидной – низкой доступности и качества квалифицированной медицинской помощи и низких зарплат работников здравоохранения – назывались еще и «неэффективное использование ресурсов, консервирующее устаревшую и избыточную сеть медицинских учреждений». Авторы реформы надеялись, что принцип «деньги следуют за пациентом» заставит медиков улучшить качество работы, а «средства, высвобожденные в результате оптимизации системы здравоохранения, станут существенным «инвестиционным» ресурсом отрасли». В Послании-2004 Путин прямо сказал, что от «сметного принципа содержания медицинских учреждений» нужно перейти «к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи».

Чтобы реализовать задуманное, нужно было провести очень болезненную реформу системы здравоохранения. А вместе с ней – реформировать бюджетную сферу как таковую. Преобразования позволили бы как минимум оптимизировать госрасходы, а как максимум – их значительно сократить. И тем самым, как показывает пример многих успешных стран, значительно повысить темпы роста. Первой ласточкой была монетизация льгот. Но, вероятно, именно ее печальный опыт, а также возможные протесты самих бюджетников испугали Кремль и правительство. В результате опять получился коммунизм среди отдельно взятых категорий – работникам первичного звена здравоохранения просто раздали деньги. Не беря во внимание ни стаж, ни квалификацию, ни, тем более, качество работы. Коммунизм ведь и в СССР понимали буквально – когда все есть, а работать не надо.

Теперь счастье посетило работников «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Интересно, будут ли дополнительные 5 тыс. руб. в месяц (для специалистов с высшим образованием) или 3,5 тыс. (для фельдшеров) достаточной суммой для того, чтобы работники «скорой» отказались от существующей системы взимания денег с пациентов? Думаю, что нет. И уж точно это не заставит повысить профессиональную квалификацию тех работников, которые явно в этом нуждаются. Приведу личный пример: после прививки у моего сына, которому на тот момент было 9 месяцев, поднялась температура до 39 с лишним, а личико покрылось сыпью. «Скорую» вызывали дважды. Один из приехавших «специалистов» ничтоже сумняшеся поставил диагноз: «Это ОРЗ, а лицо комары покусали».

После пятничного выступления Путина стало понятно, что в Кремле по крайней мере не оставили надежду провести непопулярные, но важные реформы. «Проектные меры должны стать стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях. Однако значимых структурных сдвигов здесь пока не происходит», – признал президент. Одной из «главных составляющих отраслевой модернизации» он назвал «тесную увязку результатов работы учреждений с объемами, порядком, качеством их финансирования». Президент дал понять, что реформы в будущем возможны: «Собственно говоря, проекты предоставляют возможность провести масштабный эксперимент».

Результаты «масштабного эксперимента» зависят от многих людей, включая губернаторов, от которых Путин в пятницу потребовал личного контроля за выполнением нацпроектов. А вот превращение масштабного эксперимента в масштабную реформу – от личной смелости и государственной позиции человека, которому предстоит занять кремлевское кресло в 2008 году. Так что не исключено, что Дмитрию Медведеву, чей политический ресурс прямо зависит от успеха кремлевских проектов, предстоит трудный выбор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
461
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2173
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1413
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1049

Другие новости