В ходе вчерашних переговоров Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев старались продемонстрировать исключительный характер отношений между Россией и Казахстаном. «Мы удовлетворены тем, как развиваются и отношения в политической сфере, и торгово-экономические связи», – сказал в начале переговоров с Нурсултаном Назарбаевым Владимир Путин. «Нерешенных и сложных проблем между Россией и Казахстаном нет», – продолжил мысль своего российского коллеги Назарбаев в начале переговоров один на один. Впрочем, несмотря на благостные описания двусторонних отношений, президентам явно было о чем поговорить. Они вышли к делегациям после переговоров, которые продолжались более двух с половиной часов вместо запланированного часа, и сразу дали понять, что у Москвы и Астаны есть вопросы друг к другу.
Путин сразу представил Назарбаеву Дмитрия Медведева и Сергея Иванова, до этого дружески болтавших в углу зала Св. Екатерины Большого Кремлевского дворца. Назарбаев уже стал пожимать руку главе российского Минпромэнерго Виктору Христенко, как Путин снова вернул Назарбаева к Иванову и Медведеву и стал что-то рассказывать президенту Казахстана. Если глава России представил своему гостю из Астаны своих возможных преемников, то Назарбаев успел сказать Путину несколько слов о своем среднем зяте – первом заместителе председателя правления национальной холдинговой компании «Самрук» Тимуре Кулибаеве. «Вопросов, которые подлежат обсуждению, не становится меньше», – признал Путин после окончания переговоров один на один, словно объясняя членам делегаций, почему им пришлось так долго ждать. Путин напомнил, что, несмотря на общее увеличение товарооборота в прошлом году, импорт казахстанских товаров в Россию сократился. «Есть еще вещи, на которые мы должны обратить особое внимание», – заметил российский президент. А глава Казахстана назвал «вещи» своими именами. «Товарооборот растет, но наши эксперты говорят, что он мог бы расти еще больше, если мы могли бы решить вопросы тарифов», – напомнил Назарбаев одно из требований Казахстана, добивающегося от России унификации железнодорожных тарифов.
Президент Казахстана также вспомнил и о приграничном сотрудничестве. Еще год назад Путин и Назарбаев договаривались провести традиционный Форум приграничных городов в казахстанском Уральске. Но запланированное мероприятие было перенесено на неопределенный срок. Президент Казахстана сказал, что в перспективе два государства могли бы договориться о строительстве совместных пунктов пропусков и заключить соглашение о переходе границы. «Мы такое уже заключаем с Китаем», – как бы вскользь заметил Назарбаев. А когда пресса уже стала покидать зал Св. Екатерины, президент Казахстана предложил продлить срок пребывания на территории России для граждан своей страны и Белоруссии.
Не исключено, что в ходе длительной беседы один на один Путин и Назарбаев обсуждали и другие вопросы. Например, итоги выборов на Украине и в Белоруссии и перспективы создания Единого экономического пространства. Напомним, что пока подписать документы по ЕЭП не удалось даже в трехстороннем формате между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Между тем на пресс-конференции Путин заявил, что в ближайшее время в рамках создания ЕЭП будет подписан первый пакет из 38 документов без участия Украины. «Но если Украина захочет, мы не будем возражать», – заметил Назарбаев. А глава Минпромэнерго Виктор Христенко, курирующий работу по ЕЭП, сказал «НГ», что 14 апреля в Минске должна собраться Группа высокого уровня для окончательного обсуждения документов.
В ходе переговоров Путин и Назарбаев много говорили об энергетическом сотрудничестве двух стран. Как заявил на пресс-конференции Назарбаев, два лидера договорились довести мощность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до 60 млн. тонн нефти, то есть до проектной мощности.
Возможно, главы России и Казахстана подробно обсуждали и сотрудничество в ядерной энергетике. Россия заинтересована в восстановлении системы советского Минсредмаша и в интеграции российских и казахстанских предприятий ядерно-промышленного комплекса. Россия хотела бы участвовать в добыче урана на территории Казахстана, знаменитого своими месторождениями, и обогащать его на своей территории. Ближайшая встреча специальной рабочей группы должна состояться 10 апреля в Казахстане, и не исключено, что вопрос о доступе Москвы к урановым месторождениям мог обсуждаться на самом высоком уровне.
После завершения переговоров Россия и Казахстан подписали несколько соглашений. Министр обороны Сергей Иванов подписал четыре протокола о внесении изменений в соглашение об испоьзовании полигонов Эмба и Сары-Шаган, а также Государственного летно-испытательного центра и 4-го центрального полигона. России крайне выгодно использование этих полигонов – создание подобных в Сибири могло бы обойтись в копеечку. На этот раз, как рассказал корреспонденту «НГ» министр обороны Сергей Иванов, новые документы четко определили границу территорий используемых Россией военных полигонов. В результате объем арендованной площади сократился на 485 тыс. гектаров и составил 10 млн. 637 тыс. гектаров. А сумма, которую Россия платит за аренду в год, сократилась почти на 3 млн. долл. (с 27,5 млн. долл. до 24,78 млн. долл.). Корреспондент «НГ» поинтересовалась, как Казахстан отнесся к потере 3 млн. долл. бюджетных доходов. В ответ Иванов напомнил, что Россия продает вооружение и военную технику странам – членам ОДКБ по внутрироссийским ценам.