Вчера на традиционном совещании с ключевыми членами кабинета министров Владимир Путин поддержал предложение Российского союза промышленников и предпринимателей о минимальной ставке выкупа земли под предприятиями. Любопытно, что на этом совещании не присутствовал глава Минфина Алексей Кудрин. Главный финансист страны еще на прошлой неделе заболел, хотя был замечен на неформальных мероприятиях: в пятницу он даже посетил консерваторию. Возможно, Кудрин готовится к заседанию правительства. На прошлой неделе, напомним, глава Белого дома Михаил Фрадков обвинил главу Минфина в резком скачке инфляции и пригрозил его отставкой. На этой неделе Фрадков, уезжающий в командировку, перенес заседание правительства с четверга на среду, чтобы, возможно, лично, не доверяя своему первому заму Дмитрию Медведеву, нанести окончательный удар по главному финансисту страны.
Греф предложил Путину стать арбитром
Впрочем, вчера ничего внешне не предвещало возможного продолжения скандала в Белом доме. Создавалось ощущение, что тут собрались даже не коллеги, а компания давно не видевших друг друга друзей. Казалось, члены правительства настолько поглощены разговором, что даже не обратили внимания на вошедшего в знак скорого появления президента заместителя руководителя кремлевской администрации Игоря Сечина. Тронул за пиджак сидящего к нему спиной Медведева, обошел стол, обменявшись рукопожатиями с министрами. Один лишь министр сельского хозяйства Алексей Гордеев встал, дожидаясь приближения Сечина с протянутой рукой.
Перед самым появлением Владимира Путина в зал заседания вошли одновременно глава Минобороны Сергей Иванов, руководитель кремлевской администрации Сергей Собянин и глава Белого дома Михаил Фрадков. «Давайте начнем с посевной», – бодро предложил приглашенному министру президент. «Мы говорили о необходимости поддержки села, связанной с тяжелыми климатическими условиями зимы и значительной потерей озимых...» – заинтересованно начал Путин. Гордеев подтвердил, что потери озимых составят более 25%. «Надеюсь, – без всякой надежды в голосе сказал он, – правительство оперативно примет все необходимые меры».
Президент перешел от проблем земледельцев непосредственно к проблемам земли. «Герман Оскарович, вот проблема земли под частными предприятиями и организациями», – конкретизировал свой интерес президент. Напомним, что впервые об этом Путин заговорил еще в ноябре 2003 года на первом после ареста Ходорковского съезде РСПП. Глава Минэкономразвития Герман Греф доложил президенту, что уже подготовлен проект закона, в соответствии с которым планируется снизить цену выкупа земли под промышленными предприятиями. По его словам, цена земли будет рассчитываться исходя из процентов от кадастровой стоимости. Для Москвы и Санкт-Петербурга, сообщил министр, этот показатель составит 20%, в других городах – 5%. Однако, по словам Грефа, представители РСПП «настойчиво» настаивают на снижении ставки в других городах до 2,5%. Греф предложил Путину стать арбитром: «Считаю, что вы должны принять это решение».
«Считаю, что это решение все же должно принять правительство совместно с Государственной Думой, – не согласился Путин, однако свою точку зрения на этот вопрос конкретизировал достаточно четко. – Я думаю, что государство уже один раз продало эти предприятия, и когда государство продавало эти предприятия, то продавало их вместе с землей. Сейчас, по сути, мы второй раз заставляем собственника заплатить за приобретенное им имущество». По его мнению, поднятие планки выкупа отразится «не только и не столько на собственниках, сколько на трудовых коллективах». «Надо пойти навстречу РСПП и выбрать самый либеральный способ решения этого вопроса, пройти по минимальной ставке», – рассудил Путин.
Медведев отчитался о птичьем гриппе
Возникла пауза. «Сергей Борисович, вы проводили оргкомитет Победы...» – обратился к главе Минобороны президент. «Да! – тут же откликнулся Иванов. – Мы провели 21 очередное заседание комитета и на нем рассмотрели два основных блока вопросов. Это социальная защита и поддержка ветеранов и состояние военно-патриотического воспитания». Второй вопрос, как оказалось, волновал ветеранов гораздо больше, чем их соцзащита. «Можно отметить необходимость увеличения финансирования расходов объектов ДОСААФ, общественной организации, которая занимается подготовкой молодежи к службе в Вооруженных силах. При нынешнем уровне финансирования ожидать каких-то результатов положительных не приходится», – пояснил Иванов. Оказывается, ветеранов также волновала необходимость увеличения финансовой поддержки телеканала «Звезда», который, собственно, и занимается военно-патриотическим воспитанием.
Вслед за Ивановым Путин потребовал отчета у первого вице-премьера Дмитрия Медведева. «Созданы ли штабы по борьбе с птичьим гриппом?» – спросил он у него. «Да», – начал Медведев. «Как работа строится?»– не удовлетворился ответом президент. «Эпизоотия охватила 40 стран, – блеснул знанием научного термина первый вице-премьер, – и имеет тенденцию к расширению... Всего в мире заболело 175 человек, больше половины умерло». «Больше половины?» – сочувственно переспросил президент. «Больше половины», – огорченно подтвердил Медведев. «У нас в 9 регионах зарегистрирован падеж птиц, это прежде всего юг... – проявил знание вопроса потенциальный преемник Путина. – Число погибших птиц превысило 1 миллион 100 тысяч особей. Ситуация там сегодня весьма сложная. Намечен круг определенных мер, связанных с проведением противоэпизоотических мероприятий». «Хорошо... И в рамках национальных проектов что?» – как бы между делом президент поинтересовался и пристально посмотрел на Медведева. Потенциального преемника вопрос не поставил в тупик. Он рассказал, что в конце недели состоится совет по приоритетным нацпроектам, где «особо хотели остановиться» на «процедурах управления самими национальными проектами, здесь нужно вносить коррективы с учетом имеющегося опыта».
Вопрос нацпроектов на этом был исчерпан. «Хорошо», – сказал в очередной раз Путин и перешел к новой теме. «По результатам визита в Алжир нужно, чтобы действия Минобороны, Минфина и других ведомств были согласованы, чтобы нам довести достигнутые договоренности до их полной реализации», – сказал президент. Вероятно, он имел в виду, что списывать долг Алжиру надо только тогда, когда это североафриканское государство начнет покупать военную технику. Путин напомнил, что сумма контрактов превышает 7 млрд. долларов, и попросил Фрадкова держать их реализацию под контролем. Фрадков тут же доложил президенту, что правительство для контроля за выполнением контрактов подготовит план мероприятий по всем ведомствам с определенными сроками. Президент еще раз подчеркнул, что правительство должно отслеживать выполнение контрактов. «Чтобы не было сбоев с нашей стороны», – поставил финальную точку в открытой части совещания Путин.