Леонид Гозман, председатель креативного совета СПС
Почва у слухов существует всегда. Хотя бы просто потому, что вопрос пребывания высших государственных чиновников на своих должностях находится, согласно Конституции, в компетенции президента. И президент в любой момент может отправить всех и каждого в отставку. Всегда есть вероятность того, что он примет это решение завтра, а может быть, принял уже сегодня, просто об этом еще не успели сообщить. У нас не совсем стандартный тип взаимоотношений в высших эшелонах власти. Не исключено, что это, как выражаются медики, вариант нормы. В медицине так бывает: изучают анализы человека, и кажется, что он не жилец, должен умереть в ближайшее время. А потом более квалифицированный врач смотрит и говорит: да нет, это индивидуальный вариант нормы, пациент с этим может жить еще долго. Вот у нашей власти свой вариант нормы, и она может жить в таком виде еще долго.
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий
Наиболее существенные и запомнившиеся всем нам кадровые решения проводились в отсутствие всяких слухов по поводу этих решений. Допустим, если бы у нас был тотализатор на тему – кто у нас будет премьером после Касьянова, думаю, очень странный или чрезвычайно информированный человек назвал бы фамилию Фрадкова. Эта фамилия не фигурировала ни в каких там газетных публикациях, интернетных материалах и так далее. Касьянова уволили как раз тогда, когда слухи о его отставке рассеялись и все сочли, что до президентских выборов он останется премьером. Так что все слухи о возможных серьезных перестановках – свидетельство сильной аппаратной борьбы в Кремле и в правительстве. Этот процесс будет усиливаться. Слухи – это свидетельство аппаратных конфликтов. По поводу отставки Фрадкова большие вопросы: если его менять на преемника – есть ли согласованная кандидатура? И здесь авторы слухов начинают разводить руками. Менять Фрадкова на второго Фрадкова, на аналог Фрадкова? Тогда будет правительственная чехарда сплошная. То же самое и по другим слухам. Вот сейчас пошел слух по администрации президента, что там будут какие-то большие перестановки. И опять-таки: в интересах ли Собянина сейчас затевать проект, который столкнет его с значительной частью администрации? Тем более что он в столице человек новый. Когда по правительству состоится решение об увольнении, это произойдет как раз в тот момент, когда слухов по этому поводу будет наименьшее количество, когда все решат, что Фрадков удержался.
Владимир Мединский, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму
Слухи имеют следующую почву. С помощью слуха наносится вред конкретным лицам. Нет лучшего способа поссорить Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, чем сообщить, что заготовлен указ о назначении Ивана Никифоровича на место Ивана Ивановича. Может, такого указа не то что не было, а даже мыслей об этом нет, но с тех пор потенциальный назначенец – уже конкурент обладателя должности. Именно из-за этого слухи чаще всего и рождаются. Есть еще и тоска по переменам. Мы все помним, как с Борисом Николаевичем было: открыл утром газету – новое правительство, радио включил – новая отставка. Министры узнавали о своей отставке по радио «Эхо Москвы», когда ехали на машине на работу. Вот это была непредсказуемость, вот это был размах! А сейчас кадровая политика спокойная, предсказуемая, существует практика многократно людей примерять на какую-то должность, прежде чем принять решение, потому что решения все равно зачастую принимаются неожиданно.
Валерий Фадеев, зампредседателя комиссии Общественной палаты, главный редактор журнала «Эксперт»
Думаю, что у этих слухов нет никакой почвы. Например, за что бы вы сняли министра финансов? У нас с финансами в стране все хорошо. Или за что бы вы уволили министра экономики, если у нас экономический рост – 6,4%, которыми президент гордится. За что бы вы уволили премьер-министра Фрадкова? Он очень исправно выполняет свои функции, и все вышеназванные министры тоже хорошо работают, я считаю, что у нас все в правительстве работают хорошо и делать перестановки нет никаких оснований.