Путин и Ющенко расписались в нерушимой дружбе.
Фото Reuters
Вчера в Астане за два месяца до парламентских выборов на Украине Владимир Путин и Виктор Ющенко расписались в нерушимой дружбе. Острейший политический кризис в Киеве не смутил Москву, которая в ближайший месяц ждет у себя отправленного в отставку Верховной Радой главу украинского правительства Юрия Еханурова. Более того, российский президент произнес фразу, которая претендует на звание исторической: «Нам очень приятно констатировать, что за многие годы отношений с Украиной мы имеем теперь в Киеве людей, которые делают то, что говорят». Замечу, что к таким людям Путин прежде не причислял ни Леонида Кучму, ни Виктора Януковича.
Ровно год назад Путин, поддержавший на выборах кандидата-неудачника Виктора Януковича, принимал в Кремле победителя Виктора Ющенко. Тогда Путин сказал, что Россия всегда поддерживает только действующую власть. Вчера российский президент, общаясь с переживающим самые непростые времена в своей политической карьере лидером оранжевой революции, показал, что снова готов следовать этому принципу. Не исключено, что за свою поддержку Москва может попросить высокую цену. Вчера же Ющенко впервые за многие месяцы дал понять, что готов пойти навстречу Москве по ряду спорных вопросов.
Застенчивый триумфатор
Первым мероприятием визита Путина в Астану стало участие в церемонии инаугурации патриарха СНГ Нурсултана Назарбаева. Одним из главных приглашенных на инаугурацию был первый президент России Борис Ельцин. Он был представлен как друг Назарбаева и сидел рядом с самыми близкими главе Казахстана людьми – дочерьми Даригой и Алией и их супругами. Ельцин сразу оказался в центре внимания – к нему по очереди подходили высокопоставленные казахские и российские чиновники. Подошел и глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Пока Ельцин стоя приветствовал гостей Назарбаева, сидящая рядом в почетном первом ряду Наина Иосифовна нежно держала мужа за руку. В числе желающих поздороваться с первым президентом России были и две дочери Назарбаева – старшая Дарига и младшая Алия с супругами. На инаугурацию отца Алия надела роскошный белый наряд – словно это была ее собственная свадьба. Дочери с мужьями сели во второй ряд – как раз позади Ельциных, – и бывшая первая леди России, обернувшись, вела светскую беседу с Даригой и Алией.
Казахский протокол посадил Путина рядом с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, и два лидера сразу нашли общую тему для разговора. Теплая беседа была прервана только началом церемонии. Сосед Каримова таджикский президент Эмомали Рахмонов скучал: общих тем для беседы с сидевшим рядом Виктором Ющенко у него, вероятно, не было.
Тем временем к президентском дворцу «Ак-Орда» приближался кортеж Назарбаева, состоявший из двух машин сопровождения и нескольких мотоциклистов. Вновь избранный президент Казахстана в красном галстуке и красном шарфе вышел из представительского «Мерседеса». Шапки не было. Тем временем диктор, ведущая прямую трансляцию, сочла нужным радостно сообщить: «В Астане потепление. Вместо обещанных синоптиками 43 градусов ниже нуля сегодня в городе минус 30». В зал уже вносили президентский штандарт и специальный фолиант Конституции. Снаружи звучали священные для каждого казаха семь залпов.
Можно было подумать, что человек, руководивший государством немного менее двух десятилетий, должен относиться к церемонии, как к рутине. Но Назарбаев волновался и даже не мог этого скрыть. Когда он входил в зал, он что-то нервно искал в кармане брюк. А проходя по залу, оглядывал своих гостей из разных стран мира не взглядом триумфатора, а как-то виновато и растерянно.
Произнеся клятву на Конституции, Назарбаев подошел к знамени. Казалось, он хотел преклонить колена, но потом передумал. Затем был исполнен гимн, утвержденный всего несколько дней назад, среди авторов которого значится новоизбранный президент. Вероятно, именно поэтому присутствующая в зале казахская элита старательно драла глотки, приложив для большей наглядности руку к сердцу.
Назарбаев говорил сначала на казахском, а потом на русском. И если первая часть беседы была посвящена практически только достижениям, то вторая – планам на будущее. «У меня есть давно вынашиваемая цель – в следующем десятилетии вывести Казахстан в число 50 самых конкурентоспособных государств мира», – определил кредо на ближайший президентский срок Назарбаев. Не исключено, что для достижения этой амбициозной цели 7 отведенных для главы государства лет может не хватить. Назарбаев также определил свои предпочтения на международной арене. По его словам, Казахстан «твердо стоит на позициях стратегического партнерства» с тремя странами, названия которых, вероятно, были перечислены в порядке внешнеполитических приоритетов: Россия, Китай, США.
Максимальная незалежность
Пока Путин встречался с президентом Афганистана Хамидом Карзаем, в кулуарах отеля «Интерконтиненталь» министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков и глава «Нефтегаза Украины» Алексей Ивченко рассказывали украинским журналистам о преимуществах достигнутого с Россией соглашения.
Появление российской прессы заставило Плачкова и Ивченко свободно заговорить на русском, как они только что говорили на украинском. «Подписано соглашение о создании совместного предприятия, мы говорили о создании газотранспортного коридора Богучаны–Ужгород, мы будем думать о привлечении третьих стран», – добавлял оптимистических красок в российско-украинский энергетический диалог Плачков. «А вас не смущает непрозрачность компании, через которую будут осуществляться поставки газа на Украину? Вы знаете, кто стоит за Raiffeisen Invest AG (дочке этой компании Centragas принадлежит 50% RosUkrEnergo. – «НГ»)?» – я решила несколько приземлить ход беседы. «Нам предложили, мы согласились», – дал исчерпывающий ответ Ивченко. «А цена в 95 долларов вас не смущает?» – уточнила я. Но украинских чиновников уже, казалось, ничего не смущало. «Да мы практически по такой же цене покупали», – нашел ответ Ивченко, чем немало удивил окружающих. «Если так все прекрасно, зачем же Рада правительство в отставку отправила?» – робко поинтересовалась одна из моих российских коллег. «Да им скандал нужен, боятся, что не смогут победить на выборах», – произнес Ивченко. Из всех ответов этот был наиболее близким к истине.«Может ли идти речь о доступе России к газораспределительным сетям Украины?» – спросила я. «Газораспределительные сети Украины были, есть и будут государственной собственностью. Это была и есть наша позиция», – разъяснил глубинную суть украинской незалежности глава «Нефтегаза».
Достигнутый российско-украинский компромисс был зафиксирован на совместной фотографии Ющенко, Плачкова, Ивченко и Христенко. «Ну давай, Коля!» – отдал глава Украины команду своему фотографу, и тот щелкнул затвором. После совместного фотографирования беседу один на один продолжили два коллеги – Христенко и Плачков. До меня лишь долетали фрагменты оживленной беседы, не свидетельствующие о наступлении полной гармонии в отношениях между двумя странами: «Мы сейчас готовим протокол┘» – «Плохо, но хоть как» – «Да нужно, чтоб мы хотя бы просто зафиксировали» – «Основная интрига – транзит» – «Ну как?» – «Да вот так┘»
Главе российского Минпромэнерго был задан тот же самый вопрос о непрозрачности RosUkrEnergo. Христенко неохотно признал, что инвесторы со стороны Raiffeisen приглашены украинской стороной и они ему неизвестны. Что касается создаваемого совместного предприятия, которое будет заниматься поставками газа конечным потребителям, «если в этой структуре появится «Газпром» и «Нефтегаз», нас это устроит».
Путин поддержал действующую власть
«Это чьи – мои или ваши?» – пошутил Ющенко, здороваясь с членами российской делегации Виктором Христенко и помощником Путина по международным вопросам Сергеем Приходько. Шутка понравилась. «Надеюсь, вы хорошо провели время, покатались неплохо. Надеюсь, с вашим приглашением мы еще и в Карпаты съездим. Кстати, здесь, говорят, снега нет, к сожалению», – абсолютно нетривиально начал беседу Путин. «Но мороз-то какой», – продолжил Ющенко. «Мороз есть, а снега не будет», – произнес Путин, словно расставшись с надеждой прокатиться с ветерком по склону в компании Назарбаева.
Соглашение по газу Путин назвал «правильным и обоюдовыгодным решением» и напомнил, что кроме газа у двух стран есть еще немало общих тем. Ющенко, закруглив газовую тематику словами о том, что «это был один из самых сложных блоков наших отношений», перешел к «дорожным картам», о разработке которых два лидера договорились еще в марте в Киеве. «Надеюсь, что в ближайшее время мы их подпишем, – миролюбиво произнес украинский президент. – Мы будем просить как можно быстрее формализовать решение этих вопросов». «Как я и обещал, российская сторона уже все согласовала», – заметил Путин. «Теперь их надо свести, чтобы на уровне комитетов уже начали работать», – предложил Ющенко.
Переговоры продолжались больше часа. «Мы отошли от феодальных отношений», – подвел итоги газовой войны Ющенко после завершения переговоров. Теперь отношения России и Украины находятся «на стадии формирования качественно новых отношений», которые, «по существу, дают возможность нашим странам находить по самым сложным вопросам приемлемое решение». Как рассказал украинский президент, Россия и Украина близки к подписанию соглашения о реадмиссии. Стороны также договорились о начале работы и совместной комиссии по демаркации сухопутного участка российско-украинской границы. По словам Ющенко, президенты поручили двусторонней российско-украинской комиссии активизировать процесс по разграничению Керченского пролива и подготовке к подписанию договора о российско-украинской государственной границе в Азовском и Черном морях. Кроме того, Россия и Украина готовы к подписанию межправительственного соглашения о порядке пересечения границы гражданами, проживающими в приграничной зоне. В первом квартале начнет работу торгово-экономический комитет, во втором – комитет по сотрудничеству под председательством глав правительств двух стран.
Путин назвал переговоры с Ющенко «обстоятельной и плодотворной беседой». «Обогащенные новым опытом решения проблемных вопросов, наши отношения приобрели новый потенциал развития по восходящей», – считает Путин. По его мнению, новые условия сотрудничества России и Украины «отвечают интересам повышения энергетической безопасности Европы, а в целом будут способствовать созданию на континенте общего экономического пространства». А отношения между Россией и Украиной гораздо шире, чем энергетические проблемы и споры по газу. «Мы приглашаем главу правительства. Надеюсь, что приглашение будет принято», – предложил Путин.
Украинские журналисты спросили Ющенко, не могут ли быть денонсированы газовые соглашения с Россией. По мнению Ющенко, договор с Россией по газу составлен профессионально и Украина не нарушит «ни одной буквы» договоренностей ни перед Россией, ни перед Западом. «Те процессы, которые происходят в парламенте Украины, никак не связаны с буквой и духом подписанного соглашения», – резюмировал Ющенко. Путина же мои украинские коллеги спросили, воровал ли Киев газ. «Мы считаем украинский народ братским, а Украину самым близким партнером. Нужно выбирать корректные выражения», – здесь Путин, вероятно, имел в виду, что лучше говорить «несанкционированный отбор». А чтобы ни у кого не возникало иллюзий относительно доброты Москвы, президент закончил свой пассаж словами: «Отношения между хозяйствующими субъектами могут быть проверены соответствующими международными организациями». Путин также особо отметил, что для России важна европейская формула расчета цены за газ. И, как дал понять российский президент, она будет меняться в зависимости от состояния рынка. Что же касается сделки, то «соглашение полностью отвечает принципам рыночной экономики», сказал Путин.
Подводя итог, Ющенко отметил, что в 2006 году объем прокачки российского газа через территорию Украины будет рекордным – почти 121 миллиард кубов. «Украина не нарушит ни одной буквы договоренностей», – почти на Библии поклялся Ющенко и словно в подтверждение своих слов привел пример, который мог растрогать любого, только не представителей «Газпрома», подозревающих своих украинских коллег в несанкционированном отборе в новогодние дни. Президент Украины рассказал, как в морозное первое января Украина извлекла из своих подземных хранилищ дополнительные объемы газа, чтобы обеспечить бесперебойные поставки из «Газпрома» в Европу. «Мы переходим на новые принципы отношений, можно говорить о личной дружбе», – сказал в завершение Ющенко. А несколькими минутами позже источник, представившийся экспертом в газовой области, заявил журналистам, что «президент Украины получил сведения из весьма некомпетентных источников».
Астана