Сергей Иванов задумался о высоких перспективах сотрудничества ОДКБ и НАТО. На снимке: фрагмент вчерашнего заседания.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На состоявшейся вчера встрече президента с министрами иностранных дел, обороны и секретарями Советов безопасности государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности многие ждали жесткой антинатовской риторики. Ведь буквально накануне второе лицо российского МИДа Григорий Карасин сделал весьма жесткие заявления в адрес Северного альянса, где, по его словам, «превалирует мнение тех государств, которые хотели бы сделать вид, что не замечают ОДКБ». Однако вчера продолжения антинатовского демарша не последовало: Москва словно решила сдать назад. Владимир Путин в ходе открытой части встречи был краток, говорил не «по бумажке», ограничившись лишь общими словами об объединении усилий стран ОДКБ для борьбы с общими угрозами и вызовами. Однако, несмотря на декларируемое единство, Москва и союзники пока не могут договориться о создании единого списка террористических организаций.
Узбекистана не будет
Российские высокопоставленные лица вчера вообще не стали активно бряцать оружием. Глава Минобороны Сергей Иванов исключил возможность расширения ОДКБ. «В принципе я не исключаю возможности того, что ОДКБ может расшириться», – сказал вчера глава российского оборонного ведомства. Однако «на сегодняшний день такой вопрос в практической повестке дня не стоит» и на нынешнем заседании Совета министров обороны ОДКБ не обсуждался. Не обсуждались вчера и возможности военного сотрудничества организации с Узбекистаном. По словам главы российского оборонного ведомства, Россия строит с Узбекистаном «неплохое военно-техническое сотрудничество на двусторонней основе».
Между тем, в рамках заседаний ОДКБ секретарь российского Совета безопасности Игорь Иванов заявил, что Россия не планирует размещать дополнительные военные базы на территории Центральной Азии, в том числе в узбекском Карши-Ханабаде. Как известно, минувшим летом Ташкент попросил убраться оттуда американских военных. Эксперты, однако, полагают, что, несмотря на подобные заявления, России бы надо поспешить с занятием освобождающейся авиаплощадки. Такое мнение, в частности, высказал «НГ» руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок, заметив, что «новая база в Ханабаде вполне может возникнуть и в формате ОДКБ».
В свою очередь, высокопоставленный генерал в Главном штабе ВВС, по сути, подтвердил «НГ» такой вывод экспертов. «Для России было бы выгодно использование инфраструктуры ханабадской базы под международной эгидой ОДКБ, – подчеркнул он. – Это не даст повода ОБСЕ, ООН и другим международным институтам и государствам обвинять Москву в имперских амбициях и выдавливании США из этого стратегического евразийского региона, богатого полезными ископаемыми». Генерал указал, что «под этой крышей только Россия способна разместить в Ханабаде группировку ВВС в составе нескольких эскадрилий истребителей Су-27, МиГ-29, бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-25, ударных вертолетов Ми-24 и Ми-28, а так же транспортной авиатехники». По мнению генерала, этих авиасил будет вполне достаточно для поддержания стабильности в Центральной Азии.
Заметим, что вхождение Узбекистана в ОДКБ еще больше осложнит задачу, которую уже два года не могут решить страны – члены организации: составить единый список террористических организаций. Вчера корреспондент «НГ» спросила российского министра обороны, известны ли критерии, по которым террористические организации будут отличать от политических. «Здесь есть определенные юридические сложности», – признал Иванов. О сложностях он сказал очень обтекаемо: «законодательство стран ОДКБ в последние годы раздвинулось и не является гомогенным». При этом он подчеркнул, что «есть большое количество совершенно бесспорных случаев – это, например, «Хизб ут-Тахрир», «Аль-Каида». «Здесь поводов для разногласий нет», – заметил Иванов. Кроме того, по словам министра, подобные организации меняют свои названия «как перчатки». «Они заявляют в интернете о том, что распустились, а на следующий день регистрируются под новым названием. Мы же не можем постоянно менять этот список», – сказал Иванов. Напомним, что накануне генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил: «В этот список не должны войти организации политического характера, чтобы впоследствии не было обвинений в подавлении инакомыслия». По его словам, «угроза от «кандидатов в список» должна быть очевидна для всех участников Договора, а не отдельных его членов».
Завалили льготами
Накануне встречи с президентом за закрытыми дверями прошла встреча министров обороны государств ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). Как сказал глава российского оборонного ведомства, на встрече обсуждались вопросы «военно-технического сотрудничества в рамках этой организации по внутрироссийским ценам». Кроме того, на встрече был определен перечень учебных заведений для подготовки военных кадров государств ОДКБ, а также полигонов и учебных центров для проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. «Мы определили перечень полигонов и единые стандарты их оборудования», – заявил вчера российский министр обороны. По его словам, этот вопрос урегулирован по принципам, аналогичным тем, которые действуют в НАТО.
Как стало известно «НГ» из источника в Минобороны РФ, гостям Сергея Иванова были предложены льготные условия обучения в российских военных вузах, включая и Академию Генштаба. «Это учебное заведение, – как указал источник, – по своим возможностям может конкурировать в мире лишь с американским аналогом». Из других «льготных» военных учебных заведений, в которых смогут обучаться военные из СНГ, – Военный университет и академии: Общевойсковая им. Фрунзе, Военно-воздушная им. Гагарина, Военно-инженерная им. Куйбышева и ряд других престижных российских военных вузов. Всего Россия для подготовки военных кадров в формате ОДКБ готова предоставить 44 военно-учебных заведения.
Международный статус в СНГ, по словам источника, примут и ряд полигонов. В первую очередь это известный российский полигон ПВО и ВВС «Ашулук» под Астраханью и ряд общевойсковых полигонов в странах Содружества, на которые можно при необходимости без ущерба для окружающей местности и населенных пунктов перебрасывать значительные воинские контингенты.