Информационно-аналитическая система «Медиалогия» поделилась с «НГ» свежими данными (22 октября – 22 ноября) по медиарейтингам участников столичной предвыборной кампании. Речь идет не об официально разрешенной агитации на двух московских телеканалах и на радиостанции «Голос Москвы», а о простых картинках партийной жизни соперников. Авторы исследования подсчитали не только число сообщений в прессе о деятельности тех или иных политструктур, но и указали контекст упоминаний: положительный или отрицательный. Для того чтобы по сложной формуле (ноу-хау «Медиалогии») вывести индексы для рейтинга, системой было обработано 1500 изданий, включая печатные СМИ, телевидение и радиостанции.
Выяснилось, что чаще всех в прессе в последний месяц мелькает «Родина» – партия 579 раз отметилась на телеэкранах и в печатных СМИ (см. таблицу). «Родине» наступает на пятки, разумеется, «Единая Россия» (553 балла). Серьезно отстает от обоих лидеров КПРФ (337 баллов). Либерал-демократов (241) обогнали демократы объединенные – СПС и «Яблоко», набравшие 268 баллов. Замыкает шестерку лидеров Российская партия жизни, впрочем, с небольшим отрывом от остальных – 240 баллов.
Внимание прессы к объединенным демократам «Медиалогия» объясняет интересом публики к перипетиям слияния – бум интереса наблюдался в первой половине осени. В ноябре наблюдается спад интереса к блоку. Октябрьский позитивный рост ЕР, на взгляд авторов исследования, объясняется повышенным вниманием СМИ к успехам партии на выборах в Белгородской области. Тогда же, заметим, обсуждалось и помещение кандидатуры московского мэра Юрия Лужкова в голову медвежьего списка.
Какими критериями руководствовались специалисты, формируя эти рейтинги? В беседе с корреспондентом «НГ» генеральный директор «Медиалогии» Нина Григорьева пояснила: «Для оценки мы используем как количественные, так и качественные параметры – так называемый Индекс информационного благоприятствования, который был разработан нашими специалистами. Это комплексная измерительная шкала, которая включает в себя тон публикации (позитивный, негативный или нейтральный), яркость представления персоны в публикации, влиятельность издания и другие критерии. Таким образом, мы можем понять, каким предстает политик в глазах избирателя. В ходе предвыборной кампании он лично может встретиться лишь с малой частью своих избирателей, остальные же составляют о нем представление по его медиаимиджу».
Рейтинг по индексу информационного благоприятствования может заметно отличаться от рейтинга по количеству упоминаний. Так, лидером ноябрьского рейтинга по позитивности информационного поля стали демократы, в то время как по количеству сообщений в СМИ продолжает доминировать «Единая Россия». По части позитива с двукратным почти отрывом лидирует демблок СПС –«Яблоко» (350). Его показатели равны сумме позитивных рейтингов КПРФ и единороссов, вместе взятых. Интересно, что отрицательный индекс «Родины» (–1200) с лихвой перекрыл положительные отклики всех остальных участников предвыборной гонки. Совсем скромно на фоне этой партии смотрятся «успехи» либерал-демократов – 16,93.
Причины случившегося ясны – у всех на памяти недавнее активное обсуждение в СМИ ситуации вокруг скандального предвыборного ролика «Родины». Напомним: по инициативе телеканала ТВЦ и по официальной рекомендации Мосизбиркома столичная прокуратура приступила к расследованию содержания партийного агитпродукта.
Между тем отрицательный имидж «Родины» на телеэкране и в прессе вряд ли мешает раскрутке ее кандидатов, скорее, помогает. Персональный медиарейтинг генерала Юрия Попова (один из персонажей «арбузного» сюжета) составляет, например, ровно половину показателя мэра Лужкова (150 и 307 – соответственно). Участие в съемках нашумевшей короткометражки дало возможность Попову перекрыть медиарейтинги известного публициста-яблочника, действующего депутата столичного парламента Евгения Бунимовича и вице-спикера Государственной Думы Владимира Жириновского.
Медиарейтинги партий–кандидатов в Мосгордуму
Рейтинг партий по количеству сообщений
Позиция в рейтинге |
Перемещения в рейтинге |
Партия |
Кол-во сообщений |
1 |
+2 |
Партия ⌠Родина■ |
579 |
2 |
0 |
Партия ⌠Единая Россия■ |
553 |
3 |
+1 |
Коммунистическая партия РФ |
337 |
4 |
-3 |
СПС–Яблоко |
268 |
5 |
0 |
Либерально-демократическая партия России |
241 |
6 |
0 |
Российская партия жизни |
240 |
Рейтинг партий по Индексу информационного благоприятствования | |||
Позиция в рейтинге |
Перемещения в рейтинге |
Партия |
Индекс |
1 |
0 |
СПС–Яблоко |
350,84 |
2 |
+1 |
Коммунистическая партия РФ |
159,43 |
3 |
-1 |
Партия ⌠Единая Россия■ |
158,95 |
4 |
+2 |
Российская партия жизни |
135,11 |
5 |
0 |
Либерально-демократическая партия России |
-16,93 |
6 |
-2 |
Партия ⌠Родина■ |
-1206,20 |
Источник: ⌠Медиалогия■, по результатам мониторинга 1500 СМИ с 22 октября по 22 ноября 2005 г.